Top.Mail.Ru

Мигрантам тут место

27.04.2018

К удивлению многих, обязанность принять мигранта и беженца – это не достижение современного века гуманизма и прогресса, а прямое библейское повеление: «Не притесняй пришельца, ибо ты сам был пришельцем в земле египетской». И это повеление – принять пришельца – повторяется в библейском тексте на разные лады, как подсчитали талмудические мудрецы, ни много ни мало – аж 36 раз!

Причем в ряде случаев это повеление упомянуто рядом с такими безусловными принципами, как запрет на притеснение сирот и вдов, демонстрируя таким образом важность и значимость уважительного отношения к мигрантам. Для сравнения, заповедь о любви к ближнему в Священном тексте упомянута лишь однажды.

Интересный вопрос, о каких пришельцах шла речь в тот исторический момент, когда евреи получали Тору на горе Синай? Вероятно, не просто и не только об отдельных чужестранцах и путниках, а о тех иноплеменных рабах, которые вышли вместе с евреями из Египта в дни великого Исхода. А известно из мидрашей, что таковых было немало, и после перехода через Красное море они прибились к еврейскому стану и скитались вместе с божьим народом по пустыне.

Египетское рабство стало поворотным моментом в судьбе еврейского народа, предопределившим всё последующее иудейское мировоззрение, в том числе и отношение ко всем угнетенным и изгнанным. Именно оттуда – из Египта – пришло это обострённое чувство справедливости, бытующее в каждом еврее. Равно как и готовность бросаться в любой момент на защиту попранных прав других людей.

Еврейский народ на собственном опыте испытал и изгнание, и голод, и рабство. Причем не единожды и не только в земле египетской. Евреи были гонимыми пришельцами во многих землях и до сих пор остаются преследуемым меньшинством на планете. И этот опыт, это знание, что такое быть переселенцем, что значит быть меньшинством, побуждает евреев ограждать от подобных испытаний другие меньшинства.

«Если брат твой обеднеет и станет нищим, то поддержи его», – сказано в библейском тексте обо всех мигрантах, прибывших на Святую землю. И не важно, перешли ли они в иудаизм и получили статус гер-цедек или остались в своей религиозной традиции и живут на Святой земле в статусе гер-тошав – своего рода «иностранец-резидент».

У них не просто есть право там жить, но и пользоваться всеми благами, положенными остальным жителям страны. И это полностью коррелирует с принципом «Путей мира», установленным еврейскими мудрецами, в соответствии с которым иудеи обязаны жертвовать на благотворительные цели и помогать неевреям так же, как и евреям.

И не раз в библейском тексте мы встречаем истории, в которых чужестранец предстает высоконравственным героем, чьё поведение с моральной точки зрения может быть много выше поступков иных евреев. Как, например, медьянский князь Итро, отдавший Моисею в жены свою дочь и сам пришедший к горе Синай. Или хетт Урия, ставший одним из выдающихся еврейских полководцев времен царя Давида.

«С переселенцем важно обращаться с той же любовью, уважением и добротой, что и с ближними», – писал еще в XII веке великий еврейский врач и ученый Маймонид. Тогда – во времена инквизиции, реконкисты и крестовых походов – эти слова казались наивным миролюбием. Прошло почти десять веков, прежде чем современная цивилизация осознала их правоту. И строящееся сейчас мультикультурное общество основано именно на этой парадигме. Со времен Моисея права меньшинств были центральной темой жизни общества. Соблюдение их прав – лучшая проверка общества на свободу и справедливость и по сей день.

Джонатан Сакс

Материал подготовила Шейндл Кроль

{* *}