Еврейство в кармане

27.07.2018

Впервые за две тысячи лет у еврейского народа появилось свое государство. Однако антисемитские и антиизраильские настроения в мире снова крепнут, хотя с Холокоста минуло всего 70 лет. Да и Государство Израиль находится в окружении врагов и ведет, по сути, сразу несколько войн: с «Хезболлой» и Ираном на севере – у сирийской и ливанской границ, и с ХАМАСом на юге – в секторе Газа.

При этом Государство Израиль пребывает практически в полной изоляции на мировой политической арене. Свидетельствами могут служить многочисленные голосования в международных организациях, которые всегда складываются против Израиля, даже несмотря на поддержу США, а также антиизраильская истерия в европейских СМИ. Израильтяне являются единственным из 193 народов, представленных в ООН, чье право на существование постоянно подвергается сомнению, оспаривается и находится под угрозой.

Тысячи лет назад библейский пророк Валаам произнес слова, которые как нельзя лучше характеризуют судьбу евреев и их отчужденность от других народов: «Ибо вижу их с вершины скал, взираю на них с холмов – вот народ, живущий обособленно и не числящий себя среди других народов».

За прошедшие с тех пор десятки веков ситуация в сущности своей не изменилась, и слова пророка Валаама до сих пор точно описывают уникальность еврейского народа, который всегда пребывал в изоляции и сопротивлялся попыткам других народов и империй навязать новые правила игры. И несмотря на бесконечные гонения и преследования со стороны более могущественных держав, еврейскому народу удалось устоять и пережить их всех. И главное – сохранить свою самобытность и уклад жизни, находясь тысячи лет в изгнании и проживая в других странах.

Иные народы, оказавшись в изгнании, успешно ассимилировались и принимали чужую им культуру и веру, и коренное население с той или иной степенью успешности абсорбировало их, писал один из крупнейших раввинов XIX века Нафтали Цви Йегуда Берлин. Но с евреями, отмечал он, всё не так: они не ассимилировались и сохраняли свою самобытность, хотя вели дела и поддерживали хорошие отношения с соседями-неевреями.

Примечательно, что евреи, сохранявшие верность традициям и не забывавшие веру отцов, пользовались уважением среди неевреев, главным образом – за стойкость и верность традициям, а евреи, отходившие от соблюдения традиции и старавшиеся мимикрировать под нееврейское население, напротив, сталкивались зачастую с презрением и антисемитизмом со стороны других народов.

Из этой идеи и слов пророка Валаама раввин Берлин делает вывод: «Если еврейский народ стремится жить обособленно и хранить верность своим корням, тогда он сможет жить в мире. Если же евреи захотят жить, как другие народы, то эти народы потеряют к иудеям уважение».

Особенно стоит отметить, что этот комментарий раввин Берлин написал в непростое время для евреев царской России – выросло число погромов, а печально знаменитые «майские указы» 1882 года предписывали всем евреям немедленно вернуться из центральной части страны в черту оседлости.

В западных странах в то время тоже усиливался антисемитизм – как оказалось, идеи гуманизма, просвещения и прогресса не могут избавить общество от этой болезни. И даже самые просвещённые и прогрессивные члены общества могут быть заражены дремучим антисемитизмом. Прогресс оказался вполне совместим с самым жестоким истреблением евреев, а во времена Холокоста прогресс даже будет поставлен на службу этого истребления.

И внутриеврейская эмансипация, как и предполагал раввин Берлин, не изменила отношения к евреям – выйдя из гетто без бород, пейсов и лапсердаков, они вызывали, пожалуй, еще больший антисемитизм, в том числе и своими успехами в бизнесе и культуре. И европейская религиозная юдофобия превратилась в расовый антисемитизм.

«Чем больше евреи походили на другие народы, тем больше их ненавидели», – к такому выводу пришел великий мыслитель Теодор Герцль в книге «Еврейское государство», вышедшей в 1896 году. Поразительно, что крупный ортодоксальный раввин Берлин и основатель светского сионизма Герцль, находящиеся на разных полюсах еврейской мысли, пришли к одинаковому выводу – ассимиляция не избавит от антисемитизма. Хотя это, в общем, очевидно и на простом бытовом уровне: если тебя не любят за то, кто ты есть, то за притворство и игру в другого возненавидят еще больше.

Важно понять: евреи – не причина антисемитизма, а его объект. А причина заключена в губительных установках общества, в котором всегда что-то идет не по плану, людей разрывает когнитивный диссонанс между желаемым и происходящим, и начинается поиск виновников – как правило, не из своей среды.

Век за веком таким «козлом отпущения» становился еврейский народ, на который возлагалась ответственность за события, не имеющие к нему никакого отношения – за чуму, град и неурожай, за проигрыш в войне и экономический кризис. И казавшееся анекдотичным обвинение в отсутствии в кране воды недавно оказалось жизнью – в Иране евреев официально обвинили в отсутствии дождевой воды.

Антисемитизм – это болезнь, которую евреи излечить не способны. Поэтому евреям не нужно стесняться и стремиться быть другими, чем они есть. Иудаизм зародился как движение протеста, выступающее против господства идолопоклонства, которое олицетворял сначала Египет, а потом Вавилон, Греция и Рим – империи, где свобода была привилегией меньшинства за счет порабощения большинства. Евреи всегда раздражали правителей таких империй, поскольку настойчиво боролись за сохранение достоинства и свободы личности.

Антисемитизм – верный признак таких империй, а заодно – и признак надвигающегося тоталитаризма. Потому что империи стремятся к единству разнообразного мира, а евреи хорошо понимают: всеобщее единство достигается только на кладбище.

Главный раввин Великобритании,
лорд Джонатан Сакс

Материал подготовила Шейндл Кроль

Комментарии

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...