Top.Mail.Ru

Еврейский слух

17.08.2018

Однажды я встретился с израильским писателем Амосом Озом – одним из самых известных в Израиле атеистов. Я почувствовал в нем незаурядный ум, интеллект и глубочайшее знание языков. Амос Оз – один из немногих, выбравших свое видение того, что значит быть евреем. И это была поистине незабываемая встреча: в течение двух часов мы сидели в его библиотеке и слушали друг друга. После разговора Амос остался атеистом, а я религиозным евреем, но эта встреча положила начало интересному знакомству, поскольку в тот день произошло нечто редкое, волшебное и необъяснимое – мы слушали, но и слышали друг друга.

Одним из ключевых слов библейской книги «Дварим», которую в эти недели перечитывают евреи, является слово «шма» – «слушай». В книге «Дварим» оно встречается 92 раза! С этого же слова начинается одна из ключевых иудейских молитв: «Шма, Исраэль!» – «Слушай, Израиль!» И в конечном счете именно этот глагол лёг в основу всего еврейского мировоззрения.

Интересно, что точного перевода слова «шма» на русский язык не существует, и «слушай» – лишь один из оттенков. Но этот глагол может означать и множество других действий – обратить внимание, понять, усвоить, осознать.

Писатель Амос Оз

Кстати, встречая всякий раз в иностранном языке слово, которое трудно перевести на ваш родной, вы максимально приближаетесь к тому, чтобы постичь внутренний ритм культуры его носителей. Поскольку для его постижения нужно выйти из зоны собственного комфорта и «примерить на себя» образ мыслей, вам абсолютно несвойственный.

Главный аспект иудаизма, который и призван открыть глагол «шма», – невозможность увидеть Творца, но способность его услышать. В иудаизме нет образов, икон и статуй – они категорически запрещены. Но в библейском тексте есть постоянные упоминания о том, как Г-сподь говорил с пророками и народом. «Он говорил с вами из пламени. Вы слышали Его речи, но образа не видели – только голос Его звучал», – вспоминает Священный текст историю Дарования Десяти заповедей на горе Синай.

Современный человек привык опираться на культуру зрительного восприятия. Но в иудаизме гораздо большее значение придается способности слышать, а не видеть. Лучший показатель – Вавилонский Талмуд, изобилующий метафорами слуха: «Та шма» «Приди и услышь», «Шма мина» – «Отсюда слышно», «Машма» – «Из этого мы слышим». Таким образом, если западная культура придерживается позиции, что понимать – значит видеть, то для евреев понимание сопряжено со способностью слышать.

Моисей повторяет в книге «Дварим», что Творцу не нужно от нас слепое послушание, Он хочет, чтобы мы услышали Его. Причем не только в буквальном смысле, но и на самых глубинных уровнях нашего сознания. Если бы Ему было нужно послушание – Он бы создал роботов, а не людей, наделенных собственной волей.

Каждый человек – это целый мир, и все мы уникальны. Мостом между людьми становится беседа, в ходе которой мы слушаем и говорим. Рассказываем о себе и позволяем рассказать другим. И в этом – наивысший момент раскрытия – в способности услышать. Быть услышанным – это осознавать, что тебя принимают всерьез. Умение слушать – величайший подарок, который мы можем преподнести другому человеку.

Но это требует от нас смелости – ведь придется отдаться сознанию, в корне отличающемуся от вашего. Слушать – значит, стать уязвимым и рискнуть расшатать собственные стереотипы. Не говоря уж о том, что услышанное может причинить вам боль. Закрыться в своей зоне комфорта, конечно, гораздо удобнее. Тем более что фильтры в социальных сетях защитят ваш уютный герметичный мирок от всех тех, кто не разделяет вашу точку зрения.

Джонатан Сакс
Материал подготовила Шейндл Кроль

{* *}