Top.Mail.Ru

Свободный народ или рабы?

18.05.2012

Свободным хочет быть каждый, это одна из основных потребностей человека. В какой-то степени даже животные стремятся к свободе и выглядят несчастными, когда лишены ее. Как бы то ни было, на вопрос о том, в чем же заключается свобода, до сих пор не существует четкого ответа. Многие люди всю жизнь ищут то, что они называют свободой. Но рано или поздно они могут изменить свое мировоззрение и понять, что все это время пребывали в заблуждении.


Глава Торы, которую мы читаем на этой неделе, содержит в себе указание на природу свободы. Возможно, она даже ставит под сомнение какие-то наши предположения на этот счет.

Всем известно, что центральной темой иудаизма является исход еврейского народа из египетского рабства и обретение им «свободы». Однако в этой недельной главе Всевышний говорит о нас так: «Они — Мои слуги, которых вывел Я из страны Египетской» (Ваикра 25:55). Так кто же мы — свободный народ или рабы? (В переводе с иврита этот термин может означать не только «слуги», но и «рабы».) Значит, быть рабами — наша судьба?

С точки зрения Торы, самая главная наша свобода заключается в том, что мы — слуги (или даже «рабы») Б-га. Всевышний вечен, для Него не существует никаких границ. Он олицетворяет бесконечную свободу. Чем теснее наша связь с Творцом, тем ближе мы к истинной свободе. Возможно, это предположение звучит парадоксально, но если мы полностью перейдем в «рабство» к Всевышнему, подчинившись Его воле в каждом аспекте жизни, то приобретем полную и окончательную свободу.

По сути, этот факт лежит в основе самой Торы. Причина, по которой она утверждает, что мы — слуги (или «рабы») Всевышнего, заключена в необходимости объяснить, почему мы не можем быть рабами, подчиняющимися кому бы то ни было еще. Да, Всевышний повелевает нам освободить из рабства или неволи любого еврея, потому что каждый еврей — это слуга Создателя. Относительно всего человечества путь еврея — это безграничная свобода.

Тот, кто не создал меня рабом

В 1941 году, оккупировав Литву, нацисты создали гетто в Каунасе, куда были согнаны 30 тысяч местных евреев. Обитатели гетто, подвергавшиеся постоянным избиениям и казням, продолжали вести традиционный образ жизни. К примеру, каждый день они собирались в синагогах для проведения утренней молитвы.

Как пишет раввин Эфраим Ошри, автор книги Responsa from the Holocaust, однажды хазан, ведущий молитву, начал читать такие слова: «Благословен Ты, Господь… за то, что не создал меня рабом». И тут он отчаянно крикнул: «Как я могу говорить такое?! Мы ведь и есть рабы!» Эти слова сокрушили сердца остальных евреев. В эти дни, когда евреи были в буквальном смысле рабами немцев, как они могли благодарить Б-га за то, что Он не создал их рабами?

Этот вопрос задали местному раввину, который ответил на него так: мы должны произносить это благословение потому, что духовно еврей всегда остается свободным человеком. Да, наши тела могут пребывать в рабстве, но не наши души. Ничто не может поработить душу еврея, его сущность.

Тали Левенталь

{* *}