Top.Mail.Ru

История еврейской монархии

06.08.2013

Изначально у еврейского народа не было царей. На горе Синай Всевышний сказал Моше Рабейну о том, что если евреи будут следовать Его воле, то станут «царством священников и святым народом». Если еврейский народ будет служить единственному истинному Царю, то им не нужно будет искать замену среди смертных.


Конечно, им нужен был лидер. Но Моше не был царем в общепринятом понимании. Он был слугой Всевышнего, скромным пастырем, но не верховным правителем. Моше передал эту модель лидерства своему последователю Йегошуа, который, в свою очередь, передал ее своим ученикам.

Таким образом, большую часть ранней истории народа Израиля их лидерами были судьи и пророки. Пророки сообщали евреям волю Творца, а судьи помогали народу советом в мирные времена и вели евреев на бой в час войны.

Первый царь


Несмотря на то, что евреям в их идеальном государстве не нужен был царь, Моше предвидел, что в дальнейшем такой понадобится народу. В книге «Дварим» он фактически повелевает евреям назначить над собой царя (не указав при этом конкретного времени) и определяет для него основные положения, ограничивая его материальные устремления и призывая его к скромности и послушанию Творцу.

Затем, в 2881 году (880 год до н.э.), после 400 лет правления пророков и судей, еврейский народ пришел к пророку Шмуэлю и потребовал царя, «как и у других народов».
Обсудив этот вопрос с Б-гом (которого огорчил недостаток веры в народе Израиля), Шмуэль неохотно уступил просьбам евреев, предупредив их о том, что их ждет во времена абсолютной монархии.*

Спустя некоторое время к Шмуэлю пришел молодой человек из колена Биньямина по имени Шауль, чтобы помочь пророку найти его пропавших ослов, и именно его Шауль помазал на царствование над народом Израиля.

Начало было блестящим, но Шауль потерял расположение Творца, когда действовал не в полном соответствии с Его наказом уничтожить всех потомков Амалека, злейшего врага народа Израиля. Вскоре Всевышний приказал Шмуэлю назначить нового царя‑ молодого пастуха, известного в будущем как Давид, царь Израиля. Несмотря на то, что Израилем по-прежнему правил Шауль, он уже не получал поддержки Б-га.

Вечная династия

Преследуемый завистливым Шаулем и проклинаемый многими евреями, Давид пережил тяжелые времена благодаря вере в Б-га и воспитал в себе возвышенную душу, впоследствии став автором «Тегилим». Отстроив свой собственный дворец, Давид мечтал построить в Иерусалиме великолепный дом для Всевышнего взамен шатра, в котором в то время хранился Ковчег Завета. Творец пообещал Давиду, что, пусть ему это и не удастся, это сделает за него сын Шломо, который отстроит Храм и потомки которого будут править Израилем вечно.


Шломо правил Израилем в золотой век народа. Всевышний благословил его необычайной мудростью, и слава о его уме и силе распространилась по миру. В точности с обещанием, данным Давиду, Шломо построил в Иерусалиме дом для Всевышнего — первый священный Храм.

Раскол


В конце царствования Шломо его жены начали поклоняться идолам, что не понравилось Всевышнему. Творец сообщил Шломо, что после его смерти царство больше не будет принадлежать его семье и его потомки будут править лишь небольшой частью земли Израиля. В 2964 году (797 год до новой эры) Шломо умер, и его сын Рехавам стал правителем колен Йегуды и Биньямина в Иерусалиме, в то время как Йеровоам из колена Эфраима правил остальными десятью коленами.

Йеровоам получил известность как исключительный грешник. Мудрецы говорили, что у него в будущем мире доли не будет. Он заставлял своих подданных участвовать в идолопоклоннических церемониях, прилагая все усилия для того, чтобы уничтожить связь еврейского народа с иерусалимским Храмом Творца.

Более 200 лет земля Израиля была разделена на два царства до вторжения в северное царство (которым не правили потомки царя Давида) ассирийцев. С течением времени изгнанные из него потеряли связь со своими еврейскими братьями и с тех пор стали известны в истории как «десять потерянных колен народа Израиля».


В 3327 году (434 год до н.э.) независимое царство Иудеи закончилось с приходом царя Навуходнецара, царя Вавилона, который покорил Иудею и изгнал ее правителя, царя Йехонию вместе с его приближенными. Его преемником стал Цедкиягу, который полностью подчинялся Навуходнецару. Спустя 11 лет отстроенный царем Шломо Храм был разрушен вавилонянами, и евреи стали народом в изгнании.

Эпоха Второго Храма и ее последствия

В 3390 году (371 год до н.э.) группа евреев вернулась в Иудею, с тем чтобы вновь поселиться там. Одним из лидеров этой группы был Зерубавель, потомок царя Давида. Началось строительство Второго Храма.

Но Второй Храм не достиг славы первого. В то время евреями зачастую правили цари других государств и их приближенные, которые не были потомками царя Давида.

Особого внимания заслуживает семейство Хасмонеев, одержавшее победу над греками. Впоследствии эти события стали известны как чудо Хануки, случившееся в 3622 году (139 год до н.э.). После этой победы Хасмонеи взошли на царство Иудеи, несмотря на то, что были потомками первосвященника Аарона.

Правление Хасмонеев закончилось в 3725 году (36 год до новой эры), когда эдомитянин Ирод убил царя Антигона и занял трон Иудеи. Он был жестоким правителем, убивавшим любого, кто был заподозрен в неверности царю — в том числе, многих мудрецов Торы. Раскаявшись в содеянном, Ирод расширил территорию Храмовой горы и обновил иерусалимский Храм, сделав строение настолько прекрасным, что «тот, кто не видел Храма Ирода, не видел красивого здания за всю свою жизнь». (Оставшаяся часть стены, построенной Иродом для поддержки расширенной горы, существует и в наши дни — это Западная стена или Стена Плача).

Где же все это время пребывали потомки царя Давида? Они оставались в Иудее, но не претендовали на царство, поскольку в этом случае им пришлось бы подчиняться воле чужих правителей. Многие из них стали духовными лидерами еврейского народа. Отдельного упоминания заслуживает Гилель Старший, основавший школу изучения иудаизма, ставшую основой нашей веры, и его последователь рабби Йегуда ха-Наси, ставший главой Сангедрина (высшей судебной инстанции еврейского законодательства) и стоящий во главе группы мудрецов, составивших «Мишну». Именно под руководством этих людей, равно как и других мудрецов, еврейский народ пережил смутные времена последних лет существования Храма, его разрушения римлянами в 70 году новой эры и последующего за этим периода.

Вавилон и после


В течение сотен лет центр иудаизма постепенно смещался из Израиля в Вавилон, но и тогда потомки Давида оставались лидерами еврейского народа в качестве эксиларха (реш галута, глава народа в изгнании). Однако и эта форма лидерства закончилась в XI веке по причине преследований евреев мусульманами.

И по сей день многие еврейские семьи могут проследить свою родословную и подтвердить, что они являются потомками царей Давида и Шломо. Еврейский народ твердо верит в то, что потомок Давида, Машиах, вновь встанет во главе народа и приведет нас в возрожденное еврейское царство Израиля, восстановит священный Храм и объявит о начале эпохи мира и признания Творца. И это время будет длиться вечно.

Менахем Познер


ПРИМЕЧАНИЯ

* См. комментарий Абарбанеля на Шмуэль I, 8 на пять причин, по которым народ Израиля просил Шмуэля о царе, а также о том, почему Всевышний и Шмуэль не торопились давать народу то, что было предусмотрено Торой.

{* *}