Top.Mail.Ru

Украденная молитва

11.09.2013

Вспомним историю из Мидраша... Когда Моше поднимался на гору, чтобы предстать перед Всесильным, он услышал пение ангелов, повторявших слова «барух шем квод мальхуто леолам ваэд» (благословенно славное имя царства Его во веки веков). Спустившись с горы, он научил евреев этим словам. Почему же народ Израиля не произносит их открыто [но шепчет вполголоса]? Говорит рабби Аси: «Это сравнимо с человеком, который украл сокровища из царского дворца и отдал их своей жене. «Умоляю, — говорит он жене, — носи их не так, чтобы видели все, а только дома». Тем не менее в Йом Кипур евреи, будучи чистыми, подобно ангелам, произносят эти слова в полный голос» (Дварим Раба 2:35).


На первый взгляд, Мидраш дает больше вопросов, чем ответов. Если эта молитва — прерогатива ангелов, то почему Моше украл ее у них? Если же мы во всеуслышание объявляем об этой краже в Йом Кипур, то в чем заключается смысл в продолжении этих ‎«краж» после Судного дня? Каким образом Йом Кипур усиливает нашу чистоту?

Еврей и Б-г

Сразу после рассказа, приведенного выше, Мидраш переходит к объяснению концепции пяти уровней души, высший из которых называется йехида (от слова йехид, что в переводе с иврита означает «единственный» или «уникальный»). Мидраш приводит мнение, согласно которому на пятом, самом высоком уровне, достигается наиболее тесная связь души с Всевышнем. «Всевышний — един, едина и душа».

Первосвященник и ангелы

Один раз в году, в Йом Кипур, первосвященник входил в самое потаенное помещение Храма, известное как Святая Святых. В Иерусалимском Талмуде (трактат Йома 5:1) сказано, что в тот момент, когда в Йом Кипур первосвященник заходил в Святая Святых, он оставался наедине с Б-гом; вход туда был закрыт даже для ангелов. Это указывает на то, что связь между Всевышним и душой человека в тот момент была настолько сильной, что превосходила даже духовные возможности ангелов. Эта уникальная связь возможна только между Б-гом и Человеком. Един Всевышний, едина и душа — с Б-гом.

Связь с Б-гом сегодня

Сегодня евреи не проводят храмовые Б-гослужения. Их у нас заменяет молитва. Мы молимся трижды в день, но в Шаббат и в праздничные дни добавляется четвертая молитва — «Мусаф» («Добавление»). Йом Кипур — единственный день в году, когда добавляется еще одна, пятая молитва, «Неила», которая читается по завершении дня, на закате.

Хасидское учение говорит о том, что эти молитвы представляют пять уровней души. Таким образом пятая молитва, добавляемая в Йом Кипур, олицетворяет уровень «йехида». На протяжении всего года этот уровень, на который способна подняться душа, скрыт глубоко внутри нас — он обладает слишком большой святостью для нашего мира. Но в Йом Кипур йехида раскрывается. Именно на этом уровне пребывал первосвященник, заходя в Святую Святых. В Талмуде говорится, что этот уровень недоступен даже ангелам, поскольку, как сказано в Мидраше, он — един, един с Б-гом.

Честный мир

Теперь становится понятной тайна так называемой «кражи» молитвы «Барух шем». Эту священную молитву необходимо читать только самым духовно возвышенным творениям Всевышнего. Ее могут петь ангелы. А на самом высоком уровне — йехида — каждая из наших душ обладает большей святостью, чем ангелы, и именно поэтому мы можем произносить ее в течение всего года.

Но, поскольку этот уровень души неочевиден для нас на протяжении года, мы произносим ее вполголоса. Произнесение этих слов в полный голос уподобляет это действие «краже», заявлению о том, что присущая нам внутренняя святость для нас является более доступной, чем есть на самом деле. Мы святы, но святость наша скрыта; именно поэтому мы произносим молитву «Барух шем», но делаем это шепотом.

Из этого следует, что в Йом Кипур, когда высший уровень души раскрывается полностью, мы заявляем о своем праве произносить эту молитву в полный голос.

Лейзер Гурков

{* *}