Top.Mail.Ru

Когда рождается луна?

28.03.2014

Долгие годы принудительного труда и жестоких гонений почти сломили гордый дух еврейской души. Но затем все изменилось: бывшие угнетатели заплатили высокую цену за свои преступления, а освободившийся от рабства народ Израиля ждал, когда наступит момент окончательного избавления.


Но суть происходящего заключалась не только в сведении счетов, спасении угнетенных и возмездии угнетателям. Настал черед следующего этапа: «Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне». С этого момента народ Израиля был избран для получения Торы и заповедей, исполняя которые евреи поддерживали связь с Творцом.

Среди множества заповедей, данных еврейскому народу у горы Синай, были и те, что евреи получили до этих событий, еще в Египте. За пятнадцать дней до Исхода Моше передал им наказ Творца: настало время начать отсчет нового календаря. С этого момента евреи вели летоисчисление не по солнечному календарю, а по лунному.

Странно, правда? Что особенного в этой заповеди? Почему мы не могли получить ее вместе с остальными мицвот? И почему именно она стала первой?

Эта заповедь упоминается в недельной главе Торы, которую мы читаем незадолго до Песаха, в особой вставке Паршат а-Ходеш. Возможно, ответ на наш вопрос состоит как раз в том, что ее чтение выпадает на период, когда евреи избавляются от хамеца в своих домах.

Согласно Каббале, все возникающее в материальном мире является отражением глубокой духовной реальности. Таким образом, наши усилия по избавлению от хамеца — квасного теста — являются физическим проявлением порывов нашей души, стремящейся избавиться от чрезмерного высокомерия и гордыни.

Подобным образом вмешательство Всевышнего и Его защита угнетенного и слабого народа стали физическим отражением нашего духовного освобождения. Мы были безмолвными рабами наших желаний и порочного образа жизни. У нас не было ни возможности, ни сил стать свободными. Но потом, в памятную судьбоносную ночь Песаха более 3300 лет назад, ночь, которую с тех пор мы чтим ежегодно, Всевышний освободил нас из рабства. Несмотря на то что состояние наше было жалким, Он вызволил нас и направил наш путь в Синай.

Противоречат ли друг другу эти идеи? Если суть Песаха заключается в том, что Всевышний дарует нам свободу вне зависимости от наших желаний, для чего тогда мы так много усилий прикладываем к тому, чтобы избавиться от хамеца — как в материальном, так и в духовном смысле? Песах может считаться «днем рождения» еврейского народа, а разве плод готовится к собственному рождению?

Для того чтобы начать новый путь, необходимо соблюсти еще одно условие, которое заключается в полном отрицании всего, что мы прошли прежде. Мы должны забыть о гордыне и всех своих достижениях и позволить Создателю указать нам новый путь, который станет лучше всех остальных.

Эту же мысль Всевышний передал евреям вместе с первой заповедью. Все мы хотим быть похожими на новую луну, которая растет постепенно, набирая силу и светя все ярче. Но когда рождается новая луна? Только после того как она полностью скроется из вида. Возрождение начинается лишь после полного отрицания всего, что было ранее.

Приближается Песах. Всевышний хочет вновь освободить нас из рабства. Не позволим же нашей гордыне встать у Него на пути. 

Нафтали Зильберберг

{* *}