Top.Mail.Ru

У жизни нет конца

06.01.2009

И когда окончил Яаков завещать сыновьям своим, подобрал он ноги свои в постель, и скончался, и был приобщен к народу своему. (Берейшит 49:33)

В Торе не сказано, что Яаков «умер», поэтому наши мудрецы провозгласили, что «наш праотец Яаков не умер… как живы его дети, так жив и он»Комментарий.

Что лежит в основе любви и общности интересов между двумя близкими друзьями, между мужем и женой или между родителями и детьми? Дело не в физической привязанности, ибо тело есть не что иное, как плоть, скелет и внутренние органы. Людей объединяет схожесть душ, заключающих в себе истинную суть человека. Язык тела помогает нам сообщать движения наших душ. При помощи глаз, ушей, рук, языка и других органов человек сообщает о своих мыслях, чувствах; он передает суть своего духа, и (очевидно) именно она является основой нас самих и нашего существования.

Следовательно, в Мире Правды (будущем душ) душа усопшего получает большое удовольствие, видя, что члены его семьи приходят в себя после тяжелой утраты, возвращаются к повседневной жизни, предпринимают массу усилий для улучшения условий жизни и стараются поддерживать и подбодрять друг друга.

Пуля, ржавый гвоздь или любые болезни могут принести вред нашему телу, но они никоим образом не влияют на душу. Подобные внешние факторы могут привести и к смерти, которая, по сути своей, является лишь разделением души и тела. Душа продолжает жить вечно, она находится в постоянной связи со всеми членами своей семьи, особенно с самыми дорогими и любимыми ею при жизни. Она разделяет их душевные страдания и ликует вместе с ними по любому радостному поводу. Есть только одно «но»: оставшиеся в земном мире не могут ни увидеть реакцию души умершего родственника, ни дотронуться до нее, а все потому, что с уходом души заканчивается физическая связь.

Особое удовольствие души усопших получают, видя, как их дети и внуки растут в правильном окружении, полном света Торы, свободные от чувств отчаяния (не дай Б-г!) или подавленности, и живущие (согласно традиционному пожеланию) «для Торы, для хупы и для добрых дел».

Из письма Ребе к вдове израильского офицераКомментарий

Ицхак Меир Каган

{* *}