Первое, что приходит в голову при упоминании имени Медичи, это Флоренция. Знаменитый мост Веккьо, великий Микеланджело… Этот богатейший род определял флорентийскую политику и культуру на протяжении двух с половиной столетий. Представительницы фамилии в разное время становились королевами Франции, Испании и Англии. По своему могуществу «империя» Медичи была одной из наиболее влиятельных в Европе. Кое-кто считает их евреями. Так или иначе, если Эдвард Гольдберг (
Edward Goldberg) будет продолжать свою работу, архивы Медичи вырастут до невероятных размеров. Причем, большая часть собранной информации будет касаться истории именно тосканских евреев периода Возрождения.
А кто, собственно, такой этот Эдвард Гольдберг и что он вообще делает во Флоренции? Этот 56-летний ученый, выросший в Роквилле, штат Мэриленд, в настоящее время занимается сбором информации для архива Медичи в Оксфорде.
«Было бы логичным предположить, что столь важная вещь, как архив герцогской семьи уже давным-давно укомплектован и занесен каталог, однако это не так», — говорит Гольдберг. Оказывается, вся архивная документация хранилась как попало и даже студенты нередко могли взять оттуда что угодно, не утруждая себя возвращением. А хранители архивов вряд ли собирались наводить порядок.
«Архивариусы, работавшие с Медичи с 1569 по 1743 годы, были первыми в Европе, кто бережно хранил всю поступающую корреспонденцию и делал копии всех писем и документов. Благодаря их педантичности и скрупулезности мы сегодня располагаем тремя миллионами архивных документов, а это 6249 томов!», — голосом, которым исследователь произносит эти слова, гордые отцы обычно рассказывают об успехах своих сыновей.
Но эта любовь и гордость возникла у ученого не сразу.
«Целыми днями я копался в архивах, а вечерами жаловался друзьям и знакомым на то, что никто не хочет и пальцем пошевелить для того, чтобы привести в порядок такую прорву информации. Те, в конце концов, не выдержали». И Гольдберг понял их правильно — перестал ныть и всерьез задумался над тем, как можно организовать архивирование поистине бесценной документации; его идеи воплотились в жизнь десятилетие спустя. Еще будучи преподавателем в Гарварде, он собрал всю необходимую информацию для написания двух книг об истории семьи Медичи и об искусстве того времени, после чего проект, наконец-то, начал свою работу. Это произошло в 1993 году.
Ему с честью удалось преодолеть все ловушки итальянской бюрократической машины и заполучить все необходимое для успешной работы над проектом, после чего он определился и с направлением работы, то есть тем, ради чего все и затевалось. А цель была максимально простая — не выковыривать информацию для публикации отдельных статей, а упорядочить всю документацию.
Тщательно изучив бесчисленное множество документов Гольдберг обнаружил определенную закономерность: значительная часть писем так или иначе касалась евреев: то еврейские купцы нуждались в помощи при погрузке товаров в одном из принадлежащих Медичи портов, то испанские или португальские
мараны желали эмигрировать в Тоскану, то еврейский студент просил покровительства… В общем и целом, около 5 процентов переписки семьи Медичи касалось «еврейского вопроса». А пять процентов от трех миллионов писем — это 150 тысяч документов!
Некоторое время спустя у Гольдберга возникла новая идея: к уже имеющимся 42-м пунктам, в соответствии с которыми разделили весь архив Медичи, добавили еще один — посвященный еврейской истории, религии и культуре. Поначалу, как это обычно и бывает, все давалось нелегко. Архивы Медичи располагались на нижнем этаже галереи Уффици и серьезно пострадали во время наводнения в ноябре 1966 года. Большую часть документов так и не удалось восстановить. Еще до появления Гольдберга архив переехал в другую часть города, но на качестве хранения ценнейших документов это никак не сказалось.
«Больше шести миллионов томов! Среди такого количества информации нетрудно и заблудиться! — восклицает архивист Алана О’Брайен (
Alana O'Brien), вот уже третий год работающая в команде Гольдберга. —
Наша работа требует максимума усилий и сосредоточенности. Однажды в архиве я обнаружила письмо от некоего Мариотто, который жаловался на “плохое положение вещей”. Позднее я нашла еще одно письмо, в котором было сказано, что тем самым плохим положением стал для несчастного приговор к лишению свободы, после вынесения которого тот ходатайствовал о повторном рассмотрении своего дела в суде. Кстати, нам до сих пор неизвестно, в чем же он провинился». Предположительно Мариотто осудили и посадили в тюрьму за незаконную связь с нянькой сына Козимо Медичи (
Cosimo de Medici).
«Все эти письма (составляющие, между прочим, 95 процентов всей архивной документации) — самый трудный для обработки материал, поскольку их содержание крайне неконкретно и расплывчато, многие события просто остаются “за кадром” и приходится включать логику и сообразительность, — сетует Гольдберг. —
Вот, к примеру, если кому-то придет в голову просмотреть все свои письма и среди многих он обнаружит одно, в котором будет упоминаться некий “хороший друг”, поди догадайся, кто имелся в виду и говорилось ли это всерьез?! А мы каждый день имеем дело с подобной информацией. А если человек имеет обыкновение подписывать письмо инициалами и вы знакомы, по меньшей мере, с парой аналогичных?». Кстати, на вопрос, не чувствует ли он себя неудобно, читая чужую почту, Гольдберг признается, что ему это даже нравится: «Большая часть информации необычайно содержательна: ведь во многих письмах присутствует что-то личное, дополняющее портрет человека. Соблазнительно, правда?».
Самой большой проблемой у исследователей считается выяснение имен, перечисляемых в архивных документах.
«Еврейский купец из Рабата представлялся как марокканец, из Анкары — как турок, а вот в Ливорно с этим проблем не было, — рассказывает ученый. — И путешествовали они поэтому под разными именами. И один такой еврей, имеющий пару вымышленных имен, способен запутать целую группу имен. Иногда встречается несколько схожих имен. Мы располагаем несколькими письмами из Генуи, датированными приблизительно одним временем, в которых упоминаются купцы по имени Бенедетто Витале и Барух Хайун. Оба имени в переводе означают “благословенный”; связь между словами “вита” и “хайун” также очевидна (они означают “жизнь”). Следовательно, перед нами один человек, представляющийся по-разному, в зависимости от обстоятельств».
Ученым удалось разгадать еще одно запутанное «дело». Еврей из Венеции по имени Вентура ди Перуджиа бросил свою жену, отказавшись дать ей развод, и был изгнан из города. Позднее он появился во Флоренции, где собирался стать студентом Пизанского университета, для чего нужно было получить разрешение Медичи. Кстати, в Венеции нерадивый муж представлялся Вентурой ди Мойзе, а в еврейских документах фигурировал под именем Шмуэль. Молодой человек явно пытался «замести следы».
Одним из наиболее заметных событий флорентийской еврейской общины, повлиявших на жизнь ее членов, стало создание в 1570 году гетто. «На самом деле, Козимо ничего против евреев не имел, — объясняет профессор Гольдберг. — Но должен был придерживаться государственной политики, которую на тот момент контролировал папа. Этот вынужденный шаг был, скорее, прагматическим, нежели идеологическим».
«Еврейским вопросом» в проекте Гольдберга занимается профессор Ипполита Моргезе (Ippolita Morgese).
Именно она обнаружила сведения о переписи евреев Флоренции в 1570 году, которая предшествовала созданию гетто. На тот момент в городе было зарегистрировано 795 евреев. Более того, ей же удалось раскопать еще более ценную запись, свидетельствующую о едва ли не самом громком скандале XVI века! В письмах говорилось о неевреях, жестоко карающих евреев за ростовщичество и, вместе с тем, призывавших их продолжать свое ремесло! Зачастую эти неевреи даже подбрасывали ростовщикам деньжат, дабы те оставались кредитоспособными.
Печально, но факт: евреям редко удавалось пожить спокойно, без гонений и поклепов. Одним из самых известных связанных с евреями судебных дел стало таинственное исчезновение португальского еврея Филотеуса Мантальто (Philotheus Montalto), физика, работавшего при дворе Медичи. Однажды он просто пропал и обнаружить его удалось лишь спустя годы, уже в венецианском гетто. Вот что написал впоследствии один из приближенных герцога: «Он [Монтальто] сказал, что решил уехать сам, по религиозным мотивам и в целях личной безопасности. Филотеус чувствовал, что не имеет права жить в роскоши и достатке на деньги христиан, и решил жить бедно и убого, но сохранив собственные принципы и убеждения. Он продолжал утверждать, что на него никто не оказывал никакого давления и все его действия были абсолютно добровольными».
«Нам предстоит еще масса работы, — говорит Эдвард Гольдберг. —
По моим подсчетам, за все это время удалось обработать лишь пять процентов от всех материалов. Надеюсь, что в дальнейшем нашей команде предстоит совершить немало феноменальных открытий, связанных как с историей империи Медичи, так и с событиями в еврейской общине тех времен». В качестве примера профессор приводит Диего Веласкеса, крупнейшего представителя испанского барокко и придворного королевского художника. Современные исследователи пришли к выводу, что у Веласкеса, возможно, имелись еврейские корни. Кстати, судя по сохранившимся воспоминаниям современников, великий художник тщательно скрывал свое происхождение и предпочитал на эту тему вообще не распространяться.
…А есть ли тайна, которую ему хочется разгадать больше всего? При этом вопросе профессор задумывается:
«Был такой странствующий актер, миланский еврей по имени Симоне Базилео (Simone Basileo). Он был одним из тех немногих, кому удалось добиться от Медичи разрешения путешествовать по Тоскане без каких-либо опознавательных знаков, принятых в то время для людей таких профессий. Так вот мне бы хотелось узнать о нем побольше: каким он был актером, какие роли исполнял, насколько был знаменит…». Как бы то ни было, Гольдберг прекрасно понимает, что терпение — залог успеха. Ответ на свой вопрос он может получить даже завтра. Или через десять лет. А может, вообще никогда. Кто знает?..