Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
30.01.2008
Майлз Лерман, человек, прошедщий через концлагерь в Польше, боровшийся против беспредела нацистов, удачливый предприниматель и один из основателей Мемориального музея Холокоста США скончался 22 января в возрасте 88 лет в своем доме в Филадельфии.
Ужасы плена, восстание в концентрационном лагере и партизанская война против нацистов в лесах Польши научили Майлза Лермана добиваться своего и не отступать перед трудностями. Испытав на себе все ужасы Холокоста, после войны он смог сделать карьеру успешного предпринимателя и в 1978 году вошел в состав комитета по созданию Мемориального музея Холокоста в США. В 1993-м он стал его председателем.
За семь лет пребывания в должности он собрал около 200 миллионов долларов и заключил несколько важных международных соглашений, которые позволили собрать уникальные материалы в коллекцию музея. Лерман также участвовал в создании Центра по изучению еврейского сопротивления, главной задачей которого было развеять миф о том, что евреи не оказывали никакого сопротивления нацистам.
«Майлз показал своим последователям, насколько важны воспоминания, — говорит глава Мемориального музея Холокоста Фред Зайдман. — Те из нас, кто продолжает начатый им путь, глубоко благодарны ему и чувствуют огромную ответственность за сохранение и преумножение его наследия».
Для Лермана создание мемориала было способом заглушить боль от жестокостей и зверств, которые он пережил в концентрационном лагере. Даже находясь дома, он не позволял себе забывать о событиях тех ужасных лет и часто поднимал эту тему в разговорах с женой, бывшей узницей Освенцима. Такое поведение Лерман в интервью изданию New York Times в 1993 году объяснил своей уверенностью в том, что «попытка забыть только усиливает боль».
Лерман родился в Польше в 1920 году в благополучной, обеспеченной семье, все богатство которой впоследствии стало добычей нацистов. В молодости он мечтал иммигрировать в Палестину и жить в киббуце, но этому не суждено было осуществиться: в 1939 году Германия вторглась в Польшу. В поисках спасения семья Лермана подалась на восток, в сторону Украины. Его мать и несколько братьев и сестер погибли в концентрационных лагерях.
Во время заключения в нацистском трудовом лагере в 1942 году он видел проявления жестокости, на которую не способно ни одно животное. Так, например, он рассказывал о случае, когда нацист заставил заключенного выбирать, кого из своих детей повесить. Несчастный отец, закрыв глаза, ткнул, не глядя, в грудь одного из сыновей, дав возможность выжить другому. На следующий день отец покончил жизнь самоубийством.
Менее года спустя Лерман и трое других заключенных евреев, убив охранников, сбежали из лагеря и ушли в леса. Присоединившись к группе других партизан, они на протяжении двух лет воевали против нацистов. «Целью партизан было свести с ума немецких солдат и нанести их военной машине как можно больший урон, — сказал Лерман в интервью The Washington Post в 2003-м. — Наш девиз заключался в том, что лучше умереть, стоя на ногах, чем на коленях».
В 1947 году Лерман и его жена перебрались в Бруклин, где он начал работать на складе. Через год они уехали в Вайнленд, город на юге штата Нью-Джерси, где несколько еврейских семей основали общество земледельцев, и Лерман занялся разведением кур. Однако, не желая посвятить остаток жизни сельскому хозяйству, он некоторое время спустя открыл собственное дело и стал инвестировать в недвижимость. «Я был везунчиком, Америка открывала мне новые возможности», — говорил он в интервью The Times.
В 1980-м Лерман принял участие в первом собрании совета Музея Холокоста. Заняв должность председателя в 1993 году, он оказался погружен в работу по сбору и расширению коллекции экспонатов. Плоды десятилетней работы стали заметны в первый же год после официального открытия музея, когда мемориал посетили около 2 миллионов человек, две третьих из которых были неевреями. «Никогда, даже в своих самых смелых мечтах, я не мог предположить, что стану настолько известным», — признался Лерман в интервью The Washington Post. В 2004 году он также принял участие в установке памятника в бывшем концентрационном лагере в Польше в городе Бельзек, где погибла его мать.
Майлз Лерман оставил после себя двоих детей: Давида и Жаннет, пять внуков и шесть правнуков.
Оксана Ширкина