Об Интернете, разуме и вере
09.07.2010
09.07.2010
09.07.2010
Прошло двадцать лет с тех пор как на свет появилась Всемирная паутина. В конце 1990 года Тим Бернерс-Ли написал первый в мире веб-сервер и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, названный знакомым сегодня каждому сочетанием букв WWW. Двадцать лет — это поколение. Выросли дети, для которых Интернет — это не техническая новинка, а часть жизни. Стали взрослыми те, кто на нужные для входа в сеть кнопки научились нажимать раньше, чем разговаривать. Выросло поколение Интернета.
Технологии, входя в нашу жизнь, изменяют ее самым радикальным образом. Социальные изменения заметны невооруженным глазом: возникают новые профессии и исчезают старые — где сейчас таперы и фонарщики? Отдых и развлечения меняются еще быстрее.
Более глубоким и менее заметным является влияние технологий на навыки и привычки человека, а через них — и на его представления о мире и о себе. Гете считал железные дороги важнейшим фактором самосознания немецкой нации. Радио, а затем телевидение дали возможность понимания природы времени и пространства лучше, чем философские аргументы Канта.
Так каков он, человек Интернета?
Рамбам писал о мессианских временах, когда общественная и личная жизнь человечества достигнет совершенства. Идеал этот — это идеал учебы: «Не будет у мира другого занятия, кроме как постижение Всевышнего» |
Доступность знания меняет отношение к нему. Когда-то в любом учереждении существовала ключевая фигура работника, который «знает все». Его терпели даже когда польза для дела от него была минимальной, поскольку вот это знание всего — накопление информации, необходимой по данной специфике — оказывалось в учрежденческой жизни сильным оружием, против которого не существовало защиты. Фигура эта постепенно уходит в прошлое, поскольку складирование знания перестает быть прерогативой человека, а на смену накоплению приходит умение находить и применять информацию. На первый план выходит способность учиться и анализировать, а не запоминать. В академическом мире умение украшать лекцию точными деталями теряет былой блеск. Студенты сами гуглят подробности, и не являются редкостью случаи, когда профессор просит у слушателя посмотреть в Интернете точную дату или формулу. Его интеллектуальное превосходство над студентами состоит не во владении набором фактов, а «в том, что остается, когда все выученное уже прочно забыто».
Слоган приобрел власть над фактом, на первый план выходит подача, а не суть сообщения, и рейтинг, который оно завоюет. Постепенно грубая сила выходит из консенсуса. «Право сильного», всего лишь несколько десятков лет тому назад очевидное, перестает быть нормой. |
Время, в которое мы живем, имеет большие преимущества перед прошлыми веками и даже десятилетиями. В том числе из-за того, что это время торжества свободы информации. Понятно, что доступность информации не является спасением от всех бед. Проблемы, стоящие перед современным поколением, заключаются, зачастую, не в расширении области знаний, а в правильной их трактовке и анализе.
Слоган приобрел власть над фактом, на первый план выходит подача, а не суть сообщения, и рейтинг, который оно завоюет. Постепенно грубая сила выходит из консенсуса. «Право сильного», всего лишь несколько десятков лет тому назад очевидное, перестает быть нормой. Это выражается в том, что террористы стараются представить себя в глазах публики жертвами. Верно, что пока торжествует лицемерие. Но, с другой стороны, можно сказать, что мы видим признание де факто — пусть в качестве военной хитрости — новых ценностей.
Интересным примером победы духа над материей была информационная война вокруг событий в Южной Осетии в 2008 году. Постоянный поток информации о происходящем остановил кровопролитие и оказался сильнее танков.
Часто можно слышать справедливые слова об опасностях и вреде Интернета, особенно для детей, для которых свободный доступ к информации оборачивается нежелательными зрелищами и контактами. Мировая сеть полна инструкциями для начинающего террориста и практическими советами, как без последствий избавиться от жены/мужа/тещи/свекрови. Все так. Все верно. Надо соблюдать технику безопасности. Так уж устроен наш мир, что любая вещь, приносяшая пользу, может принести и вред. Мы говорим о позитивном потенциале и влиянии, заложенном в Интернете, а не о нежелательных побочных эффектах.
С одной стороны, мы являемся очевидцами широкомасштабной интернетной борьбы с «жидомасонскосионистским заговором», с другой — антисемит и еврей оказывается участниками общего действа, вместе создают всемирную информационную реальность. |
И в этих процессах можно разглядеть (хоть и в самом зародыше) продвижение в сторону мессианского идеала, взятого на воружение западноевропейской цивилизацией. Идеал этот сформулирован еврейским пророком Ишаягу (Исайей), на пророчество которого опирался Рамбам в приведенном выше высказывании.
«…И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои — на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».
Слова эти начертаны на памятнике, стоящем у входа в штаб-квартиру ООН, и воплощение их в жизнь все еще остается общечеловеческой задачей. Интернет приблизил нас к ее решению.
Автор о себе: |