Поколение Wiki
10.12.2010
10.12.2010
10.12.2010
Мы уже обсуждали влияние Интернета на личность современного человека. Меняются его навыки и привычки, сам он становится иным. Человек Интернета сформировался около десяти лет назад, хотя Интернет был тогда гораздо менее доступен и популярен, чем сегодня. Пользователям этого широкого информационного пространства доступны знания, принадлежавшие ранее небольшому кругу специалистов. Накопление знаний и информированность постепенно перестали быть реальной ценностью и перекочевали в сферу шоу-бизнеса, где этим багажом можно произвести впечатление на публику и даже заработать призы. Для дела требуется умение найти нужную информацию и правильно ее применить.
Технологии развиваются так стремительно, что основные навыки кардинально меняются не за столетие, а за десятилетие. Комплекс компьютерных технологий, сформировавших облик первого десятилетия XXI века, получил с легкой руки Тима О’Рейли название Web 2.0, отделяя себя от эпохи 90-х, объявленной задним числом устаревшей версией 1.0. На несколько лет «два точка ноль» стало популярным брендом. Потом мода прошла, но явление не только не исчезло, но и приобрело новый размах.
Web 2.0 открыл новые горизонты для творчества. Человек, ранее имевший возможность быть лишь потребителем культуры, вдруг оказался в роли творца. |
Поначалу сетевое творчество воспринималось как второстепенное. Да, теперь каждый графоман может открыть свою страничку на литературном сайте и наскрести десяток восторженных отзывов по всей Сети. Ему от этого легче, но настоящая литература где-то далеко, в невиртуальном мире. Википедия поначалу была лишь сборником глупостей, над которыми можно от души посмеяться.
И вдруг произошел перелом. Случилось неожиданное: дилетантское творчество оказалось успешнее, чем результат труда экспертов. Википедия уверенно захватила лидерство среди энциклопедий. Над ней еще принято иронизировать, но обойтись без нее уже невозможно. Творческий потенциал многих людей нашел совместную дорогу к реализации, которая для каждого индивидуума по отдельности была закрыта. Методичность одного юзера смогла дополнить информированность другого и настойчивость третьего. Но это не просто коллективное творчество, здесь ценной оказывается индивидуальность участников, где непримиримые противоречия — во взглядах, в подходе, в задачах — помогают в результате добиться лучшего качества статьи.
Возможность объединения людей необычных интересов стала защитой человеческой индивидуальности, уникальности личности. |
Еще одно неожиданное явление обнаружилось благодаря новым технологиям. Процесс глобализации, связанный с объединением всего мира в единую сеть, представлялся угрозой для любого проявления индивидуальности. Но парадоксальным образом именно это объединение сделало группы, чьи интересы не совпадают с общепринятыми, способными к выживанию и развитию. В экономике для описания этого явления употребляется термин «длинный хвост» (long tail). Суть его в том, что хотя людей с отдельными редкими вкусами мало, но всех вместе таких «чудаков» оказывается значительное количество, и иногда в сумме их больше, чем почитателей бестселлеров. На графике распределения групп по интересам эта линия нестандартных взглядов («хвост») оказывается очень длинной. Это означает, что становится экономически рентабельным принимать в расчет и таких клиентов. Так, известный интернет-магазин Amazon.com заработал на неординарных книгах больше, чем на бестселлерах. Возможность объединения людей необычных интересов стала защитой человеческой индивидуальности, уникальности личности.
Facebook расширил поле творчества по сравнению с вербальным миром блогов. |
Facebook расширил поле творчества по сравнению с вербальным миром блогов. Самовыражение в Facebook сводится к минимуму: выбор между двумя фотографиями девушек в его первом проекте, выделение того, что тебе нравится — это не менее важно и для самого человека, и для окружающих. И эта способность есть даже у тех, кто не готов писать длинные тексты. Можно снобистски отвергнуть снижение уровня общения — а можно различить расширение границ творчества, в котором есть место как вербальным, так и невербальным каналам общения.
Шум вокруг WikiLeaks у многих вызвал недоумение, объяснить которое можно лишь непониманием духа второго поколения Интернета. |
Это видно и в методике подачи материала. Австралийский возмутитель спокойствия Джулиан Ассандж ведет себя как опытный блогер, подавая материал порциями, не превышающими возможностей восприятия. Но главное — это задачи, поставленные перед WikiLeaks.
Шум вокруг WikiLeaks у многих вызвал недоумение, объяснить которое можно лишь непониманием духа второго поколения Интернета. «Ничего нового мы не услышали; все было понятно и до разоблачений», — довольно частая реакция как в СМИ, так и вне их. Это взгляд на Интернет, как на поставщика информации. И действительно, нет у WikiLeaks за пазухой информационных бомб. Но задача публикаций иная. Они пришли изменить, а не сообщить. Если Ассандж победит, то профессия дипломата станет иной.
Придется привыкать к тому, что информация, известная даже небольшому кругу посвященных, в какой-то момент станет широкодоступной. |
Кстати, в этом парадокс скандала с WikiLeaks. Ассандж явно не относится к друзьям Израиля, его симпатии не на нашей стороне. Но дело в том, что Израиль уже не первый год выдерживает давление информационных атак, и принцип невыгодности фальсификации фактов взят им в последние годы на вооружение. Поэтому Израилю откровения WikiLeaks ущерба не нанесли. Наоборот, открылось двуличие арабской политики, для которой вовсе не палестинско-израильский конфликт является основной проблемой, а усиление шиитского Ирана.
Автор о себе: |