Top.Mail.Ru

Колумнистика

Леонид Радзиховский

Манежи и арены

18.01.2011

Манежи и арены

18.01.2011

Если в России начнется «обострение действием» национальных отношений, то евреям уж точно не придется долго ждать... Поэтому евреи могут надеяться не на то, что «о нас забудут в большой драке», а на то, что до этой самой драки не дойдет.
 
Почему обычная бытовая драка двух групп молодых людей превратилась в символ национальных столкновений, а сам убитый, Егор Свиридов, стал чуть ли не нашим Хорстом Весселем?

Ни почему. Случайно. Накипело — и закипело. Повара, конечно, были — но они только снимали пену (и торговали ею), а не разжигали огонь. Накопилось — и на каком-нибудь месте прорвалось бы. Не на этом — так на другом. И никакой заслуги/вины Свиридова в этом нет. Он стал националистическим символом менее заслуженно, чем Ходорковский — символом демократическим (хотя и в последнем случае расстояние между реальным человеком и тем, что он для многих символизирует, — громадное).

Что же накипело? Частый ответ: дело не в самом по себе национализме, а просто у злых «пасынков нулевых» накипела обида на свою беспросветную жизнь. Мы чужие на этом празднике жизни, социальные лифты, сияя всеми огнями, скользят под носом, а мы так с носом и остаемся… А самый простой способ «вообще протестовать» — тот, который они и показали.

Конечно, все это так. Но считать, что все это — просто «социальный протест», выраженный в неадекватной националистической форме, — нелепо. Национализм — штука глубокая, как подобает пещере. Сам по себе он еще более реален и прочен, чем социальная зависть («чувство справедливости»). Нацист Тихонов — которого сейчас будут судить за убийство Маркелова и Бабуровой — выколол себе на плече слова: «Моя раса — моя стая» (кстати, на английском языке! О, ксенофоб-унтерменш!). Так вот — стая-с. Агрессивное сплочение против чужих (т.е. врагов). Древнее чувство, глухое, живучее. Как волка ни корми — тянет в стаю… Ну, а уж если еще и кормить плохо — сами понимаете.

Так что и без всяких дополнительных «социальных опций» голый национализм и сам по себе вполне способен «поднять массы на подвиг». И не стоит в манежных бунтах искать скрытый социальный смысл… Конечно, эти ребята не отказались бы ни от карьеры, ни, тем более, от бабок, но не факт, что «ненависть выкупается». Очень часто ничем ее не выкупишь. Форма проявления может быть другая, но богатые и благополучные тоже вполне способны ненавидеть инородцев.

Наконец, не будем и усложнять «урлу вульгарис». У большинства фанатов (и не только фанатов) кроме пещерных рефлексов (и сильнее их) было простое желание безнаказанно, публично и коллективно напакостничать. А уж там — «кидать зиги» в Жукова, гадить в подъезде или еще как-то творчески реализовываться — не суть важно…

Остро ощущая свою нелегитимность, российские начальники ради сохранения главного — власти, богатства, привилегий — стараются трепетно угодить «народу» — как отчим нелюбимому капризному пасынку.
Это было и будет всегда. Как было и есть всегда аналогичное поведение их кавказских «братьев по разуму» — наглое приставание к женщинам и задирание мужчин, «вызывающий вид», повышенная агрессивность и просто обычное хулиганство. Ясно, что в Москву приезжает с Северного Кавказа не оркестр Гергиева, а совсем другие «народные инструменты». И ведут себя соответственно. Горячая черная пена против горячей белой пены. (Кстати, кавказцы, как многие малые народы, куда больше заряжены национализмом, чем «средне-русские», куда четче делят мир на «своих и чужих» по крови — что вполне понятно для «детей гор». К тому же кавказцы куда более сплочены, чем русские.) Такие столкновения неизбежны. Кто в каждом конкретном случае начал? Бессмысленный вопрос. Обе стороны всегда готовы, каждая уверена, что начали другие. Горы круче, зато равнины больше… Кто победит в отдельной схватке — не угадаешь.

В целом, все это будет нарастать по мере дальнейшего увеличения числа приезжих. Как и всегда, мы лишь доказываем, что Россия — европейская страна. Мы повторяем европейские опыты «христиано-исламского диалога» (с поправкой на наш более грубый и дикий климат). Если в России число бытовых убийств на душу населения раз в 20 выше, чем в Европе, то понятно, что с «этническими» убийствами дело обстоит так же.

В общем — см. народный эпос «Брат». «Не брат ты мне, гнида черножопая». За прошедшие с начала 1990-х почти 20 лет народ хорошо отъелся, но братство народов осталось на том же уровне. Что еще раз доказывает — нет, не в деньгах (не только в деньгах) тут дело.

Еще один интересный момент. Максимальное раздражение вызывают не узбеки, не армяне, даже не азербайджанцы, а именно полноценные российские граждане (никак не «незаконные мигранты») с Северного Кавказа. Почему? Да именно потому, что в качестве граждан РФ чувствуют себя полноценными. Даже сверхценными. И ведут себя так же — «человек проходит как хозяин необъятной родины своей». И наступает на ноги местным. А вот мстят скинхеды и прочие «красавцы», как правило, не чеченцам, дагестанцам и т.д., а все больше безобидным киргизам. Почему? Да все потому же — раз безобидные, так чего ж не обидеть?! Храбрость ковбоев «Хаггис» известна всем…

Теперь главный вопрос. Конвертируется ли все это хулиганство в политически важные вещи? Попросту говоря: смогут ли националисты или опрокинуть власть, или повлиять на власть? Или так бушующими фанатами и останутся?

Никаких легитимных способов конвертировать свои «зиги» в бюллетени у них нет — поскольку нет своей партии, создать которую их полоумные вожаки (которые к тому же вечно грызутся) не в силах, а если и создадут, то никто ее не зарегистрирует.

Восстание, военный мятеж? Самозваный Минин (Квачков) вроде бы его и готовил. Но пока восстаниями занимается такой чудак-полковник, подрывник-бракодел, власть может быть спокойной (правда, спать спокойно не рекомендуется).

Но все это вовсе не значит, что политическое влияние националистов равно нулю. Особенно в предвыборный год.

Не оставляя народу никаких лазеек для политической активности, власть должна трепетно отслеживать и предупреждать его настроения. А на самом деле — ИДТИ НА ПОВОДУ этих настроений.

Если в стране существует честная политическая борьба, то власть куда более независима от народа: нас законно избрало большинство под такую-то программу. Не нравится? Переизберете! Поэтому западные политики могут фактически игнорировать миллионные демонстрации и гнуть свою линию.

Не то в России. Остро ощущая свою нелегитимность, российские начальники ради сохранения главного — власти, богатства, привилегий — стараются трепетно угодить «народу» — как отчим нелюбимому капризному пасынку. Ни один президент не смеет говорить народу неприятные вещи, «гладить языком против шерсти». Любые массовые волнения их страшат куда больше, чем их западных коллег. Беда лишь в том, что пасынков-то — двое! И вечно дерутся…

Если реально начнется «обострение действием» национальных отношений, то евреям уж точно не придется долго ждать. Поэтому евреи могут надеяться не на то, что «о нас забудут в большой драке», а на то, что до этой самой драки не дойдет.
Поэтому кремлевский отчим и старается одновременно угодить обоим — и русскому, и кавказскому. Произносятся речи: а) о борьбе с ксенофобией; б) о единстве России; в) о православии-самодержавии; г) о русском народе, как самом лучшем и главном… Много еще прочувствованных речей произносится. А на практике даются все новые деньги и льготы кавказским республикам — «возьмите, только не плачьте». И, с другой стороны, Путин хлопает по плечу фанатов — «с этим составчиком можно делать дело, решать задачи».

Пропагандистский выход власть видит в одном. Равнодействующей, безопасной и равноудаленной считается вполне безвредная болтовня про зловещие замыслы США и Запада. Это они, они, мечтая развалить и захватить Россию, устраивают столкновения русских с кавказцами, как они же, господа в пробковых шлемах, мечтая «оторвать кусок пожирнее», устроили в свое время теракт в Беслане… В общем, «пиндосы гадят».

Конечно, не весь народ спятил. Мало кто прямо верит в подобный бред — да, впрочем, так в лоб это и не говорится, все больше намеками. Но «другой правды у меня для вас нет» — всякая попытка от виртуальной западофобии перейти к серьезному разговору о внутрироссийских делах ударяется о неразрешимые противоречия. Русских националистов ругать нельзя, кавказских нельзя, а американцам-то точно все равно… Правда, ругань в адрес «несуществующих американцев» действует все слабее. Но другого опиума для народа все равно не завезли. Так и балансируем. И пока что не падаем.

Ну и последнее: при чем тут евреи? Неужто на сей раз и правда не при чем? Так утешают себя многие евреи. Оно и правда, кричат: «Любить Кавказ, любить Кавказ!» Что ж, евреям остается, сидя в холодке, вопреки известному анекдоту, беречь кавказцев. Их кончат — за нас возьмутся. Но это не так.

Если реально начнется «обострение действием» национальных отношений, то евреям уж точно не придется долго ждать. Их в любом случае пропустят вне очереди, причем, обе стороны (как известно, националисты кавказские «любят» евреев ничуть не меньше, чем националисты русские).

Поэтому сейчас — как и всегда — евреи могут надеяться не на то, что «о нас забудут в большой драке», а на то, что до этой самой драки не дойдет.

И я в самом деле так думаю. Не потому, что имею для того какие-то основания — то есть основания можно подобрать в пользу любого утверждения. Нет, мне просто интуитивно так кажется. Может быть, потому, что есть с чем сравнивать — я хорошо помню 1993-й, когда в воздухе и правда пахло грозой и порохом. И ни о каких кавказцах речь не шла. Тогдашние националисты были четко заточены против евреев — и только против них, начиная с «Боруха Эльцина» и «Юры Каца» (надеюсь, не надо пояснять, кто эти сыны Сиона). И, как видите, даже тогда вполне обошлось. А сейчас и отдаленно такого накала нет.

Итого, мораль. Все может быть. Мир полон опасностей самых разных. Гарантии дает только страховой полис — если есть, кому его предъявить… Но сегодня в длинном списке реальных жизненных опасностей «русский нацизм» (или «кавказский фундаментализм») занимает очень дальнее место.

Других бы забот не знать…

Автор о себе:

«Родился в Москве, 56 лет. Закончил МГУ, факультет психологии. 15 лет промучился в НИИ, не приходя в сознание накропал сотню статей не пойми о чем.

В КПСС и КГБ не состоял, карьеру не делал и не сделал.

С появлением свободы слова (1990) стал свободно сыпать словами, чем и занят по сей день. С каждым годом это все труднее. Но держусь пока...» 


Мнение редакции и автора могут не совпадать

{* *}