Top.Mail.Ru

Колумнистика

Евгений Сигал

Пурим. В поисках лидера

18.03.2011

Пурим. В поисках лидера

18.03.2011

Большинство современников воспринимает фигуры праотцев, пророков, царей, как героев книги, а событийный ряд Танаха — как давнюю историю, произошедшую когда-то с кем-то. О библейских сюжетах рассуждают, спорят, на их основе принимают решения. Но это всё равно где-то там, в далёком прошлом. Причём подобное восприятие наблюдается как у религиозных людей, так и у светских. С тем лишь различием, что для одних события Торы — это факты из учебника, а для других — «легенды и мифы Древней Иудеи». В этом восприятии не хватает ощущения аутентичности, понимания того, что Дом Яакова — это не только в той книге в шкафу, а здесь и сейчас, в каждый момент времени.

Если описывать события Пурима современным языком, то можно сказать, что в условиях заговора еврейский истеблишмент нашёл возможность сгруппироваться и употребить весь свой политический, экономический и социальный ресурс для сохранения крупнейшей на тот момент еврейской диаспоры в мире. Был во всём этом и сильный элемент личного вовлечения — готовность Эстер к самопожертвованию ради спасения народа. В этом и заключается главная функция еврейского лидерства — сохранение и приумножение общины. Далеко не всегда это получалось: в 30-40-х годах XX века американскому и европейскому еврейству не хватило ресурсов и влияния для предотвращения Холокоста.

Если описывать события Пурима современным языком, то можно сказать, что в условиях заговора еврейский истеблишмент нашёл возможность сгруппироваться и употребить весь свой политический, экономический и социальный ресурс для сохранения крупнейшей на тот момент еврейской диаспоры в мире.

Наблюдаемый сегодня общий кризис лидерства затронул и еврейский народ. Причём под лидерством следует понимать не только формальное лидерство в существующих еврейских институтах, но и реальное лидерство — способность оказывать влияние на людей и процессы. Еврейское лидерство в XX веке определялось Эйнштейном, Бен-Гурионом, Любавичским Ребе. В настоящее время фигур подобного масштаба не наблюдается, а влияние оказалось в руках людей с узкими горизонтами мышления.
 
Частные интересы на коротких промежутках времени доминируют над общественными. Иногда это приобретает совсем трагикокомичные формы, как, например, отмена визита президента стратегической державы ради получения 15-процентной прибавки к зарплате и разрешения ходить на работу в джинсах и свитере. Нежелание видеть за собственными сиюминутными интересами общей картины — это и есть местечковость, привнесённый «кишинёвский колорит». Если задуматься, то страшно представить, что этим людям доверена безопасность единственного в мире еврейского государства.
 
Мордехай стал лидером потому, что он не отделял свою личную судьбу от судьбы народа, осознавал ответственность и действовал в интересах общины, невзирая на частные интересы. В нём было то, чего так не хватает современным актёрам большой еврейской сцены.
За последние полвека мы привыкли к относительному спокойствию. Никогда за прошедшие два тысячелетия еврейская община не жила так благополучно — осуществляется контроль над Землей Израиля, диаспоры занимают сильные позиции в странах рассеяния. Но история учит, что для евреев спокойствие — всегда временный этап. Несмотря на кажущееся благополучие, в каждый момент случаются вызовы, есть заговоры и конкретным евреям угрожает опасность. Вызовы могут быть как открытыми и очевидными, как в случае с Ираном, так и скрытыми до поры «большой политикой».
 
События Пурима показывают нам, что в зыбкой и неустойчивой ситуации на передний план выходит фактор личного лидерства. Мордехай стал лидером потому, что он не отделял свою личную судьбу от судьбы народа, осознавал ответственность и действовал в интересах общины, невзирая на частные интересы. В нём было то, чего так не хватает современным актёрам большой еврейской сцены. Но новое поколение во главе с Бринами и Цукербергами уже подаёт заявку на лидерство. Возможно, кому-то покажется это смешным, но не смущает же нас, что еврейские мудрецы Эзра и Нехемия, вернувшие евреев из Вавилонского изгнания, были персидскими госчиновниками.
 

Об авторе:

Евгений Сигал, родился в Москве в 1981 году, по образованию экономист.
Работал в структурах ФЕОР, возглавлял аналитические и маркетинговые подразделения в ритейле, трудился журналистом в крупной медиакомпании, руководил пресс-службой в банке. В течение многих лет занимался аналитической журналистикой в печатных СМИ.
Автор более 100 статей в журналах и газетах по экономической и политической тематикам.


Мнение редакции и автора могут не совпадать

{* *}