Обвинения против евреев всегда были хорошими индикаторами забот и страхов того или иного общества. Случилась революция — значит, виноваты евреи-большевики. Финансовый кризис — заговор евреев-капиталистов. Мубарака обвиняют в продаже египетских ресурсов Израилю, а сенегальцам «Аль-Джазира» задурила голову настолько, что они пошли записываться в сионистское ополчение в поддержку Каддафи. Вот только в японском цунами пока еврейский след не обнаружен — но я не отчаиваюсь.
В этом свете начало марта выглядело очень современно. Обсуждение еврейской вины сконцентрировалось на теме текстологического анализа. Прокурор САО города Москвы Константин Кремнёв на основании экспертизы Института психологии РАH признал «историко-просветительскую и политико-просветительскую направленность» книги «Протоколы сионских мудрецов». Иранский посол в России вместе с собранной вокруг его блога коалицией неонацистов и исламских радикалов возмутился праздником Пурим, апеллируя к тексту Свитка Эстер, в котором описывается убийство, по словам одного из посетителей ЖЖ, «представителей лучших семей Ирана». Самой заметной в этом ряду, разумеется, стала публикация — от имени главы католической церкви — отрывков из его книги, в которой с еврейского народа снимается обвинение в убийстве Иисуса.
Если первые два события не вызвали серьезных откликов, то реакция на последнее прозвучала на самом высоком уровне. Все-таки публичные снятия обвинений случаются в еврейской истории не так часто. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу поблагодарил Бенедикта XVI за решительность в отрицании обвинений, президент Всемирного еврейского конгресса Рональд С. Лаудер назвал эту публикацию «важной вехой в борьбе против антисемитизма церкви», а израильская газета «Едиот ахронот» по-журналистски просто заявила следующее: «Папа на нашей стороне».
С другой стороны, прозвучало и немало скептических оценок. Газета «Макор ришон» напомнила, что обвинение с евреев католическая церковь снимает уже последние полвека. Так, в 1965 году был выпущен официальный документ
«Nostra Aetate», исключивший это обвинение из официальной католической доктрины. Возможно, в книге это утверждение более веско обосновано и, благодаря этому, лучше дойдет до сердец верующих. Но по отношению к Израилю позиция Ватикана остается недоброжелательной.
В любом случае, не могу не порадоваться за четвертую часть населения мира, относящих себя к католикам. Это хорошо, что из их сознания медленно, но верно вытесняется сама идея коллективной ответственности народа. В противоположность этому, у многих представителей РПЦ известие о решении понтифика вызвало лишь всплеск осуждения как евреев, так и католиков.
Ассирийская империя разрушила структуру народов древности и нет прежней уверенности в том, к какому именно народу относится конкретный человек. А значит, ни один человек не несет ответственности за грехи народов древности, поскольку связь с ними поставлена под сомнение. |
А существует ли вообще в еврейском сознании идея коллективной ответственности? Ведь весь Танах полон примерами отношения к народу, как к единому целому, к которому применимы коллективное наказание и награда. «Не войдут аммонитянин и моавитянин в общество Господне... за то, что не встретили вас хлебом и водой на пути при вашем исходе из Египта». То есть, происхождение из провинившегося народа становится причиной для запрета на брак с еврейкой даже после перехода человека в иудаизм.
Уместно здесь вспомнить и знаменитую заповедь об искоренении семени Амалека: чем не коллективное наказание, причем без срока давности? Ведь заповедь Торы не может быть отменена или изменена!
В Талмуде рассказывается, что проблема эта стала предметом обсуждения в особенный день еврейской истории. В этот день иешива
города Явне, центра еврейской учености после разрушения Второго Храма, пережила настоящую революцию. Вместо элитарного подхода прежнего руководства, который допускал к талмудическим диспутам лишь выдающихся людей, была принята политика «открытых дверей». Это решение привело к активизации ее деятельности и к новому подходу ко многим (ранее закрытым) темам. Среди прочего, был поднят и вопрос одного из учеников, аммонитянина по происхождению. Согласно закону, перешедший в иудаизм аммонитянин не имел права жениться на урожденной еврейке. И было найдено неожиданное решение. «Сказал рабби Иегошуа:
Санхерив перемешал все народы». То есть, Ассирийская империя, захватившая за восемь столетий до этого диспута весь Ближний Восток, уже разрушила структуру народов древности и нет прежней уверенности в том, к какому именно народу относится конкретный человек. А значит, ни один человек не несет ответственности за грехи народов древности, поскольку связь с ними поставлена под сомнение.
Здесь мы сталкиваемся с интересным примером, важным для понимания того, какова функция Устной Торы и каковы законы ее развития. Мудрецам дано право толковать письменный текст Пятикнижия и делать из него практические выводы. Это право ограничено серьезными требованиями, далеко не любая трактовка выдерживает испытания ими. В нашем примере вывод рабби Иегошуа был строго обоснован выкладками, разбор которых из-за их специальной терминологии здесь опущен. Но при этом выводы мудрецов являются живой реакцией на происходящие в мире изменения.
Древний мир был основан на коллективном мышлении. Восприятие себя в качестве части рода, племени, народа было настолько естественным, что коллективное наказание представлялось не менее логичным, чем наказание индивидуальное. Меняется общество, меняется человек — и то, что не вызывало вопросов вчера, сегодня уже неприемлемо. Мудрецы в своем толковании Письменной и развитии Устной Торы всегда видят и то, как их понимание будет приложено к новой реальности. Именно слова рабби Иегошуа применяются раввинами более поздних поколений для перевода заповедей Торы, в основе которых лежит связь с народами древности, из области генеалогической в область духовную и символическую.
Меняется общество, меняется человек — и то, что не вызывало вопросов вчера, сегодня уже неприемлемо. Мудрецы в своем толковании Письменной и развитии Устной Торы всегда видят и то, как их понимание будет приложено к новой реальности. |
Так произошло и с такой центральной для еврейского сознания заповедью, как обязанность уничтожить Амалека. Сейчас речь идет о необходимости уничтожить Амалека в душе — то есть уничтожить собственную холодность и грубость. Любавичский Ребе обращает внимание на то, как перенос этой заповеди в сферу духовного совершенствования нашел выражение в развитии еврейского закона. Постепенно сложился обычай, согласно которому в Шаббат перед Пуримом, когда выполняют заповедь вспомнить деяния Амалека, теснейшим образом связанную с заповедью его уничтожения, в синагогу приходят не только мужчины, но и женщины. Поскольку заповедь утратила свой «военный» характер, она перестала относиться только к мужчинам, а стала общей для всех.
Одна из важных задач еврейского закона — формирование мировоззрения народа. Как писал один из еврейских мудрецов XIII века, «за действиями влекутся сердца». Мы не выискиваем в истории Ирана тех, кто хотели уничтожить еврейский народ задолго до Гитлера. В Шушане (Сузах) погибли лишь те, кто участвовали в этом замысле, а евреи празднуют свое избавление, но не чужую смерть. Это подчеркнуто датой — Пурим празднуют лишь на следующий день после военного столкновения.
Но со злодеями не идут на компромисс, и если Ахамадинеджад хочет уподобиться Аману, а его приспешники чувствуют солидарность с «жертвами» событий Пурима, то мы от всей души желаем им соответствующего завершения карьеры.
У каждого народа своя история и свои, святые для него, тексты. Но фоном для таких текстов является современный мир. Не все достижения и ценности современного мира бесспорны, многое вызывает критику. Но отказ от коллективного наказания, несомненно, выражает новую ступень в отношении к человеческой личности. Хорошо, что глава католиков выбрал из двух возможных прочтений текста не обвинение целого народа, а призыв к покаянию и смирению. Будем надеяться на заразительность этого примера.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
Мнение редакции и автора могут не совпадать |