Top.Mail.Ru

Колумнистика

Шауль-Айзек Андрущак

Юдофобия на гастролях

29.03.2011

Юдофобия на гастролях

29.03.2011

Я не проверял, но почти уверен: Израиль — единственное цивилизованное (в общепринятом смысле этого слова) государство, где сообщения о планируемых (а, особенно, отмененных) гастролях, а иногда и просто частных визитах знаменитых зарубежных артистов, певцов, танцоров воспринимаются как политические. И, что самое смешное, для этого есть основания.

 На пресловутый, легко объяснимый и со вкусом расписанный израильский провинциализм можно (и нужно) списать непомерно большое значение, которое придается этим сообщениям. Драматичный тон, которым они подаются. Но, по сути, все верно: речь идет о политике. Во многих случаях об этом даже говорится открыто. Созываются пресс-конференции. Даются пространные интервью ведущим новостным каналам. В которых практически прямым текстом заявляется, что идея израильского вояжа поднималась только для того, чтобы подемонстративнее ее отвергнуть. Кто бы сомневался...
 
Гений вполне себе совместим не только с такой эстетичной и притягательной штукой, как злодейство, но и с такими малоаппетитными качествами, как глупость, трусость и даже равнодушие. Мало того, зачастую именно благодаря им талант проявляется и развивается.
Впрочем, молчание отмалчивающихся относительно причин изменений своих гастрольных расписаний не в нашу пользу — не менее красноречиво. Мы же взрослые люди! О чем тут говорить?! МЫ им вполне симпатичны, но не настолько, чтобы рисковать вызвать ИХ недовольство. Это естественно.
 
Подвига, пусть даже небольшого можно требовать только от себя. Ну, ещё от милиционера (т.е. полицейского). От пожарного. От солдата, если он наемник, а не по призыву. А от художника (или даже писателя) — нельзя. Давно уже доказано, что гений (не говоря уже о меньших степенях одаренности) вполне себе совместим не только с такой эстетичной и притягательной штукой, как злодейство, но и с такими малоаппетитными качествами, как глупость, трусость и даже равнодушие. Мало того, зачастую именно благодаря им талант проявляется и развивается. Можно было бы вспомнить легендарные слова легендарной Фаины Раневской, что талант, как прыщ, может вскочить на любой заднице. Но, во-первых, слово «задница» — «просторечное» (по мнению моего электронного редактора). А, во-вторых (и в главных), я совершенно не разделяю очевидного недовольства Раневской фактом такой неразборчивости таланта. Что за детский сад?! Где артистизм, а где духовность, нравственность? Как сказано, хорошему танцору ум, честь и совесть мешают.
 
Ещё больший детский сад — ожидать от каждого талантливого человека, что он будет юдофилом (к слову, в Викисловаре сказано, что «юдофил — это тот, кто благосклонно, с интересом и уважением относится ко всему еврейскому, к самим евреям», а потом добавлено: «устар[евшее]». При том, что никаких более современных синонимов не предлагается, как прикажете это понимать? Так, что уважительное отношение к евреям устарело совершенно?) Но и запредельный детский сад — отказывать человеку в таланте только на том основании, что он не юдофил. Или даже юдофоб (чтобы не злоупотреблять архаизмами и быть политкорректными, назовем его антисионистом, а её — антисионисткой).
 
Я имею в виду высокоморальных идиотов, искренне верящих в рассказы о преступлениях сионистской военщины, о геноциде палестинского народа и прочее. Этих вообще упрекнуть не в чем. Дурость, конечно, — это большое несчастье. Но не преступление.
Очевидно же, что это — полная ерунда. Начнем культурный бойкот антисемитов — останемся в не самом лучшем, с художественной точки зрения, обществе. Мелом Гибсоном и этим недавним франко-итальянским (как антиливийская коалиция) портным дело не ограничится, сразу предупреждаю. Например, из великой русской литературы нам вообще почти ничего не останется (кроме того, что мы сами в неё отложили). И это даже если путать достойную «интеллигентскую» гражданскую позицию по вопросу о дискриминации национальных меньшинств с личным отношением к представителям некоего конкретного меньшинства. Так что мне теперь, Чехова не читать? То есть я его и так не читаю (по своим, бородато-пейсатым, соображениям). А нормальным-то людям зачем лишать себя удовольствия?
 
Показное пренебрежение к их творчеству как минимум дважды глупо: и само по себе, и потому, что в результате мы себя наказываем больше, чем их. Требовать от них, тех, кто ещё здравствует (и я не прибавил «к сожалению», я не сожалею, пусть творят), каких-то там извинений и разъяснений — унизительно. Вот нахваливать их публично, заигрывать с ними — это действительно лишнее… Хотя зачем я это пишу? Все равно будет и одно, и второе, и, самое противное, третье — в массовом порядке.
 
Кстати, мы ведь не забываем, что в массе культурно бойкотирующих нас злонамеренные все-таки в меньшинстве. Вообще, хороших людей на свете больше, чем плохих. Вот и основная масса отказывающихся гастролировать в Израиле делает это, как уже кажется было сказано выше, из если не лучших, то по-человечески вполне понятных соображений. Не говоря уже о тех, у кого побуждения лучшие. Я имею в виду высокоморальных идиотов, искренне верящих в рассказы о преступлениях сионистской военщины, о геноциде палестинского народа и прочее. Этих вообще упрекнуть не в чем. Дурость, конечно, — это большое несчастье. Но не преступление.
 
Особняком ли стоят во всей этой истории творческие интеллигенты еврейского происхождения? Особняком. Как всегда, евреям хуже всех. С одной стороны, свои ждут свойского поведения. Что, зачастую, совершенно не оправдано и даже несправедливо. Голос крови — расистские сказки, еврейская душа — реальность, но говорящая слишком тихо и неразборчиво. А ощущение причастности к судьбе своего народа (и т.д., и т.п.) не берется ниоткуда. Так чего мы хотим от этих иностранцев еврейского происхождения?!!
 
Теперь заглянем с другой стороны. Оттуда за этими ребятами с ревнивым интересом следят «чужие». Заранее знающие «всё». С третьей, как ни странно это звучит, евреи — тоже люди. И процент трусов, дураков, приспособленцев, конъюнктурщиков среди нас — средний по больнице. Антисемитов — немного ниже (тут мы можем гордиться).
 
Российский артист скорее откликнется на призыв бойкотировать лукашеновскую Беларусь, чем Израиль. И публике это понятнее и прикольнее, и апельсины вкуснее картошки.
И ещё один «особняк» — гастролеры российские. Сложно судить, выше ли в России общий уровень антисемитизма или ниже, чем в странах, расположенных западнее Белоруссии. Но вот уровень сочувствия к мифическим страданиям палестинского народа и уровень специфически-антиизраильских настроений — намного ниже. Не в последнюю очередь — ввиду почти полного отсутствия обслуживающего и подогревающего такие настроения аппарата… Стоп! А мы вообще объяснили, почему артисты, планирующие гастроли в Израиле, чем-то рискуют и должны чего-то опасаться? Объясним. Дело в том, что почти во всех более или менее цивилизованных странах существуют без преувеличения десятки неправительственных и околоправительственных организаций, занятых организацией и ведением политического, экономического, научного и культурного (ну, и, конечно, спортивного) бойкота Израиля. Ни один террористический, диктаторский, рабовладельческий (из десятков самых одиозных современных) режим и близко не прессуется с такой свирепостью, последовательностью и эффективностью. Вот они, пресловутые «поддержка и энтузиазм миллионов» в действии.
 
Так вот, в России и околороссийском политическом и культурном пространстве ситуация с этим для Израиля несравненно лучше. И не только по сравнению с теми временами, когда Михаил Светлов выспрашивал у Твардовского: «Я ещё могу понять, почему вы так не любите нас. Но почему вы так любите негров????!!!» Российский артист скорее откликнется на призыв бойкотировать лукашеновскую Беларусь, чем Израиль. И публике это понятнее и прикольнее, и апельсины вкуснее картошки.
 
Так что, в принципе, премьер-министр Израиля в ходе своего недавнего визита в Москву мог бы сказать: существуют благоприятные условия для развития культурных связей между нашими великими странами. Может, даже, он и сказал что-то такое. Тогда я вынужден с ним согласиться.
 
В заключение, естественно, хотелось бы поблагодарить тех, кто не уступил психологическому террору, не испугался (или испугался, но не подал виду), не прогнулся. (Включая тех, кто сделал это корысти ради. «Деньги, товарищи, пока ещё никто не отменял» (с).) И лично господина Роберта А. Циммермана, который, наконец-то, решил навестить Святую Землю после весьма длительного перерыва.
 
Да, а недругам беспощадно отмстить: вырастить целую армию гениальных авторов и исполнителей — и давай бойкотировать Скандинавию, скажем. Кстати, первое нам совершенно по силам. Второе? Ну, хотя бы пофантазировать.
 
 
Автор о себе:
 
Родился в 1969 году в Риге. После демобилизации из рядов Советской армии вернулся к исполнению заповедей.
В 1991 году прибыл в Израиль для учебы в иешиве. После завершения учебы в иешиве был рабочим, затем чертежником в проектном бюро. Параллельно занимался преподавательской, журналистской и переводческой деятельностью, которая в последние годы стала основной.
Сейчас преподаю, перевожу, пишу, консультирую (он- и офф-лайн) по довольно широкому спектру вопросов, связанных с еврейством.  
 
Мнение  редакции и автора могут не совпадать
{* *}