Другие друзья
01.04.2011
01.04.2011
01.04.2011
Недавно один известный кулинарный блогер выложил у себя в ЖЖ рецепт шашлыка. Он вообще прославился своими пловами и шашлыками, но на этот раз реакция читателей была неожиданной. «Как можно? — спрашивали они, — размещать мясные рецепты в Великий пост?!» Блогеру в ответ пришлось фыркать и объясняться. Никого не смутил тот факт, что автор рецептов был очевидным мусульманином. И что он также был вправе оказаться атеистом, буддистом или поклонником культа вуду.
Дело в том, что, несмотря на заявленную многоконфессиональность, в России по умолчанию религия это христианство. Вряд ли какой еврей посоветует случайному коллеге прочесть «Шма Исроэль», если тот пожалуется на болезнь ребенка. Однако советы «поставить свечку» или «умыть лицо маленького святой водой» я получаю довольно регулярно. Нет, люди не хотят мне плохого, наоборот — только лишь хорошего. Я каждый раз в таких случаях застываю и смущаюсь: с одной стороны, я не готова при каждом подобном случае вступать в теологические дискуссии; с другой — не уверена, что мое «угу» не будет расценено как согласие немедленно бежать и ставить свечки. Я такое обычно или пропускаю мимо ушей, или отшучиваюсь: «Христос воскрес!» — «И вам того же!» Не думаю, что это самая правильная реакция, но обычно срабатывает.
Лучшая подруга может без лишних сомнений сказать при мне про то, что кто-то там «жидится». Я тоже могу в не самой подходящей компании увлечься рассуждениями о том, как все правильно и гармонично устроено в еврейской семье. |
Что делать в ситуации, когда Тора требует от нас максимальной обособленности, а все наше воспитание, жизненный уклад и личные привязанности — совершенно иного? У меня нет ответа на этот вопрос. Лучшая подруга может без лишних сомнений сказать при мне про то, что кто-то там «жидится». Я тоже могу в не самой подходящей компании увлечься рассуждениями о том, как все правильно и гармонично устроено в еврейской семье. Подобная дружба требует от нас максимальной деликатности и сдержанности. К тому же стоит учитывать, что в любой религии, кроме иудаизма, очень сильны традиции миссионерства: уговорить вас отказаться от ваших еврейских «заблуждений» и обратиться в «истиную» веру — это, в общем-то, цель и задача каждого христианина. Особенно того христианина, который хорошо к вам относится и всерьез беспокоится за бессмертие вашей души.
В то же время, перед евреями не стоит подобных задач — скорее даже наоборот. Если бы голову моего знакомого нееврея посетила вздорная идея пройти гиюр, то я бы приложила все усилия для того, чтобы его отговорить. Хотя бы потому, что гораздо больше шансов прожить жизнь праведником, соблюдая только семь заповедей Ноя, чем пытаясь соблюдать все шестьсот тринадцать — и в конце оказаться страшным грешником. Мне-то некуда деваться, но разве я хочу такого для своего друга?! Вот то-то же.
Уговорить вас отказаться от ваших еврейских «заблуждений» и обратиться в «истиную» веру — это, в общем-то, цель и задача каждого христианина. Особенно того христианина, который хорошо к вам относится и всерьез беспокоится за бессмертие вашей души. |
Автор о себе: Мне тридцать лет, у меня есть сын и, надеюсь, когда-нибудь будет дочка с кудряшками. Я родилась и выросла в Москве, закончила журфак МГУ и с одиннадцати лет только и делала, что писала. Первых моих гонораров в районной газете хватало ровно на полтора «Сникерса» и поэтому я планировала ездить в горячие точки и спасать мир. Когда я училась на втором курсе, в России начали открываться первые глянцевые журналы, в один из них я случайно написала статью, получила баснословные 200 долларов (в августе 1998-го!) и сразу пропала. Последние четыре года я работала редактором Cosmo. Мнение редакции и автора могут не совпадать |