Top.Mail.Ru

Колумнистика

Алина Фаркаш

Другие друзья

01.04.2011

Другие друзья

01.04.2011

Недавно один известный кулинарный блогер выложил у себя в ЖЖ рецепт шашлыка. Он вообще прославился своими пловами и шашлыками, но на этот раз реакция читателей была неожиданной. «Как можно? — спрашивали они, — размещать мясные рецепты в Великий пост?!» Блогеру в ответ пришлось фыркать и объясняться. Никого не смутил тот факт, что автор рецептов был очевидным мусульманином. И что он также был вправе оказаться атеистом, буддистом или поклонником культа вуду.

Дело в том, что, несмотря на заявленную многоконфессиональность, в России по умолчанию религия это христианство. Вряд ли какой еврей посоветует случайному коллеге прочесть «Шма Исроэль», если тот пожалуется на болезнь ребенка. Однако советы «поставить свечку» или «умыть лицо маленького святой водой» я получаю довольно регулярно. Нет, люди не хотят мне плохого, наоборот — только лишь хорошего. Я каждый раз в таких случаях застываю и смущаюсь: с одной стороны, я не готова при каждом подобном случае вступать в теологические дискуссии; с другой — не уверена, что мое «угу» не будет расценено как согласие немедленно бежать и ставить свечки. Я такое обычно или пропускаю мимо ушей, или отшучиваюсь: «Христос воскрес!» —  «И вам того же!» Не думаю, что это самая правильная реакция, но обычно срабатывает.

Лучшая подруга может без лишних сомнений сказать при мне про то, что кто-то там «жидится». Я тоже могу в не самой подходящей компании увлечься рассуждениями о том, как все правильно и гармонично устроено в еврейской семье.
Человек, который связывает свою жизнь с Россией, вряд ли сможет избежать соприкосновения с другими религиями. Да, можно отдать ребенка сначала в еврейский детский сад, затем в еврейскую школу, потом в еврейский вуз, устроить его на работу в одну из еврейских организаций... К сожалению, еще не придумали еврейской автошколы. Или уже — да? Для некоторых возможен такой формат существования, однако будем реалистами: мы говорим об обычных людях, в меру религиозных, старающихся соблюдать, однако не готовых прекратить общение с друзьями, бывшими однокурсниками, коллегами, а во многих случаях — даже с родителями, только потому что они — не евреи. Или потому, что они вдруг — крещеные евреи.

Что делать в ситуации, когда Тора требует от нас максимальной обособленности, а все наше воспитание, жизненный уклад и личные привязанности — совершенно иного? У меня нет ответа на этот вопрос. Лучшая подруга может без лишних сомнений сказать при мне про то, что кто-то там «жидится». Я тоже могу в не самой подходящей компании увлечься рассуждениями о том, как все правильно и гармонично устроено в еврейской семье. Подобная дружба требует от нас максимальной деликатности и сдержанности. К тому же стоит учитывать, что в любой религии, кроме иудаизма, очень сильны традиции миссионерства: уговорить вас отказаться от ваших еврейских «заблуждений» и обратиться в «истиную» веру — это, в общем-то, цель и задача каждого христианина. Особенно того христианина, который хорошо к вам относится и всерьез беспокоится за бессмертие вашей души.

В то же время, перед евреями не стоит подобных задач — скорее даже наоборот. Если бы голову моего знакомого нееврея посетила вздорная идея пройти гиюр, то я бы приложила все усилия для того, чтобы его отговорить. Хотя бы потому, что гораздо больше шансов прожить жизнь праведником, соблюдая только семь заповедей Ноя, чем пытаясь соблюдать все шестьсот тринадцать — и в конце оказаться страшным грешником. Мне-то некуда деваться, но разве я хочу такого для своего друга?! Вот то-то же.

Уговорить вас отказаться от ваших еврейских «заблуждений» и обратиться в «истиную» веру — это, в общем-то, цель и задача каждого христианина. Особенно того христианина, который хорошо к вам относится и всерьез беспокоится за бессмертие вашей души.
Итак, тут действует правило большинства: кого больше, тот и прав. А нейтральное поздравление с «зимними праздниками», которое и христианин, и иудей, и мусульманин, и даже буддист воспринимает на свой счет, пока актуально только в Америке. В России, хотите вы этого или нет, вы все равно будете поздравлены с Рождеством. Ну, и конечно любящие друзья мне нередко привозили церковные свечи и крестики из турпоездок по Израилю. Они на самом деле думали, что это — прекрасные сувениры для любого еврея. Из Святой земли же, не просто так сувениры!

Остается одно: изменить баланс еврейского и нееврейского конкретно в вашей жизни. Да, у большинства из нас есть любимые люди, которые не имеют ровным счетом никакого отношения к Галахе. Наша задача — найти в дополнение к ним не менее любимых и при этом еврейских. Во-первых, чем больше близких людей вокруг нас, тем лучше. Во-вторых, кому еще можно пожаловаться, например, на свою еврейскую маму, которая тебя так любит, так любит, что иногда просто сдохнуть хочется. И кто поймет тебя, а не грустно повздыхает в ответ: его-то мама уже полгода внуков не видела и не собирается. Я вот, например, точно знаю, что моя мама не удержится и прокомментирует этот абзац. И, в-третьих, для евреев быть вместе — это заповедь, а заповеди... Ну, вы сами понимаете.
 
Автор о себе:
 
Мне тридцать лет, у меня есть сын и, надеюсь, когда-нибудь будет дочка с кудряшками. Я родилась и выросла в Москве, закончила журфак МГУ и с одиннадцати лет только и делала, что писала. Первых моих гонораров в районной газете хватало ровно на полтора «Сникерса» и поэтому я планировала ездить в горячие точки и спасать мир. Когда я училась на втором курсе, в России начали открываться первые глянцевые журналы, в один из них я случайно написала статью, получила баснословные 200 долларов (в августе 1998-го!) и сразу пропала. Последние четыре года я работала редактором Cosmo.
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}