Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

Ориентация гордости

05.04.2011

Ориентация гордости

05.04.2011

Антисемитская печать нередко служит мне ценным источником информации о новостях еврейской жизни. Возможно, это дань прошлому, когда книжки под названиями «Иудаизм без прикрас» или «Кровавое лицо сионизма» были почти единственным источником знаний на еврейскую тему. Так уж случилось, что заинтересовавшую меня в данном случае информацию я увидел на сайте, полном домыслов о всемирном еврейском заговоре, выражающем себя в «хасидах-снайперах» и «сионистах с пейсами». В этом замечательном окружении заголовок «Ортодоксальный раввин начал женить геев и лесбиянок» не поражал воображения уже подготовленного ко всему читателя. Удивительным было то, что при ближайшем рассмотрении новость оказалась не ложью, а превратно понятой автором статьи информацией.

В современном мире тема так называемой нетрадиционной сексуальной ориентации — одна из самых горячих. По «парадам гордости» (не совсем понятно, чем именно гордятся участники, да это и неважно) проверяют степень либерализма губернаторов, а по реакции населения на эти парады измеряют уровень толерантности граждан. Субкультура ЛГБТ стала авангардом левого движения, любые сомнения в ее легитимности жестоко подавляются. Так, ученые из американской Национальной ассоциации по исследованию и терапии гомосексуальности, предложившие методы лечения сексуальных отклонений, подверглись бойкоту со стороны своих коллег. С другой стороны, все, что похоже на компромисс в отношениях с секс-меньшинствами, в традиционных кругах вызывает возмущение и воинственный крик. Комментарии к обсуждаемой статье в стиле «докатились», «позор» и т.п. были из самых мягких. Давайте попытаемся разобраться в том, что же именно сделал раввин Ареле Харел, давший повод для информационной бури.

Борьба за устранение дискриминации правильна и легитимна, пока меньшинство не переходит в наступление и не пытается навязать большинству своего образа жизни в качестве нормы для всех.
Гомосексуальные отношения упоминаются еще в египетских папирусах, но само разделение на традиционную и нетрадиционную ориентации, по авторитетному мнению автора труда «История сексуальности» Мишеля Фуко, — это явление современной культуры. В различные эпохи гомосексуализм воспринимался по-разному: как патология или грех, изыск или болезнь, право господина по отношению к своему рабу или позор для свободного человека — все в зависимости от контекста. В XX веке ЛГБТ получили статус меньшинства, но меньшинства особенного, совмещающего в себе как природные, так и культурные параметры. Вся проблема — в манипулировании этими двумя особенностями.

Определенный процент детей (какой именно — пока нет единого мнения) от рождения наделен склонностью к гомосексуальности. По-видимому, тут задействован генетический механизм, суть которого пока не ясна до конца. Но известно, что влияния, которым человек подвергается в период воспитания и созревания, являются важным фактором в формировании его сексуальных предпочтений.

Если природа не позволяет человеку создавать полноценные гетеросексуальные отношения, он является, говоря на современном политкорректном языке, «человеком с особыми потребностями». При этом, на мой взгляд, очень важно и хорошо, что в наше время его инвалидом не называют. Политкорректность и формирование уважительного отношения к различным меньшинствам, возможно, является наивысшим достижением культуры двадцатого века. Человечество сделало гигантский скачок в своем развитии, введя в норму заботу о наличии пандусов для инвалидных колясок и переводе телепередач на язык жестов. Многие социальные нормы недавнего прошлого выглядят в глазах нового поколения устаревшими — и это радует. «Хижина дяди Тома», книга, в свое время бывшая символом борьбы за освобождение афроамериканцев, сейчас читается почти как листовка ку-клукс-клана о расовой неполноценности. При всей неприемлемости для меня многих взглядов и решений Барака Обамы, избрание чернокожего президента в самой могущественной стране мира останется исторической вехой и, возможно, поможет Америке избавиться от многих своих комплексов.

Тора — самый древний из известных нам текстов, в котором гомосексуальные отношения описаны как преступные. Причем это не просто запрет в ряду остальных запретов Торы. Именно в данном случае запрещаемое действие характеризуется словом «мерзость».
Борьба за устранение дискриминации правильна и легитимна, пока меньшинство не переходит в наступление и не пытается навязать большинству своего образа жизни в качестве нормы для всех. Но вот здесь и играет роль та психологическая составляющая ЛГБТ, о которой говорилось выше. Опросы и статистические исследования показывают, что в их среду (иногда на время, а иногда и навсегда) попадают люди, природа которых их вовсе туда не подталкивает. То подавляющее большинство родителей, которое не хочет такой судьбы для своих детей, вправе и обязано их от этого защитить, и, значит, должно противостоять пропагандистской компании ЛГБТ. «Парады гордости» в наше время лишь прикрываются лозунгом защиты от дискриминации, а, по сути, пытаются переделать несогласных с ними. Именно поэтому эти парады в Израиле стараются провести именно там, где они оскорбляют чувства и религиозные убеждения населения — в Иерусалиме, а не, скажем, в Хайфе.

Можно дискутировать, насколько социально опасна для общества субкультура ЛГБТ, но одно очевидно: мода на нее — это составляющая того демографического и культурного кризиса, который переживает Европа, одно из проявлений нежелания брать на себя заботу о будущих поколениях, потери надежд на будущее. Поэтому вера, суть которой — ответственность человека за свои поступки, рассматривает поведение, являющееся основой этой субкультуры, как преступление человека не только перед Всевышним, но и перед самим собой.

Тора — самый древний из известных нам текстов, в котором гомосексуальные отношения описаны как преступные. Причем это не просто запрет в ряду остальных запретов Торы. Именно в данном случае запрещаемое действие характеризуется словом «мерзость». Один из известных еврейских мудрецов в своей книге «А-Хинух» пишет: «Это противно и безобразно в глазах Всевышнего и любого обладателя разума. Негоже человеку, сотворенному для служения своему Творцу, позориться подобными безобразными действиями». Не слишком политкорректно, зато однозначно.

Иногда приходится слышать вопрос: что делать тому, кто хочет жить по законам Торы, но рожден иным в силу своих наклонностей? Это большое испытание, но у человека есть силы справиться со своими вожделениями. Мы знаем, что посылаемые испытания свидетельствуют о наличии у человека душевных сил, чтобы им противостоять. Так, Рамбан толкует испытания, с которыми столкнулся Авраам, как ситуацию, в которой раскрываются потенциальные способности человека, в более благоприятных обстоятельствах оставшиеся бы нереализованными. В этом и заключается смысл преодоления собственных природных ограничений. В «Зоаре» объясняется, что Авраам смог стать родоначальником еврейского народа лишь тогда, когда, преодолев свою природную доброту, был готов ради Всевышнего пожертвовать самым дорогим, что у него было в жизни, — Ицхаком.

Иногда приходится слышать вопрос: что делать тому, кто хочет жить по законам Торы, но рожден иным в силу своих наклонностей? Это большое испытание, но у человека есть силы справиться со своими вожделениями.
Но победитель в этой скрытой внутренней войне сталкивается с еще одной сложностью — давлением общества. В еврейском религиозном мире норма заключается в том, чтобы жениться и выходить замуж, а те, о ком мы говорим, не созданы для брака. Зачастую они уступают общественному давлению: находят себе пару и приносят несчастье другому человеку, поскольку не могут дать ему того, что подразумевает брак.

Раввин Харел решил помочь таким людям. Пары, которые он сочетает браком, знают заранее, чего им ждать от партнера. Они находят друг в друге соратников для достижения общей цели — жизни в соответствии с еврейскими законами, хоть их семья и лишена сексуальной составляющей. Современная медицина может помочь им привести в мир общих детей и, если смотреть со стороны, в такой семье ничего необычного нет.

Верно ли это решение? Нет ли в нем легитимации, хотя бы частичной, запрещенного Торой? Трудно сказать. Методика глухой защиты и полного отторжения многими воспринимается как более успешная. Но она успешна в качестве защитной при условии полной изоляции от мира. На вопрос, есть ли у человека право заботиться только о собственной праведности, оставляя весь остальной мир на произвол судьбы, бывают разные ответы. Но каждый человек обязан вновь задавать себе трудные вопросы и быть честным в поисках ответов на них.
 
Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика  важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.

Мнение  редакции и автора могут не совпадать
{* *}