Евреи Ее Величества
20.05.2011
20.05.2011
20.05.2011
Как-то, будучи в гостях у семьи знакомых лондонских евреев, в перерыве между основным обедом и десертом я прохаживался вдоль книжных полок. Мой вгляд привычно скользил по узнаваемым книжным переплетам книг по иудаике и английской литературе, и вдруг совершенно неожиданно я заметил кириллицу. Присмотревшись повнимательнее, я разглядел до боли знакомые из прошлой жизни томики полного собрания сочинений Антона Павловича Чехова. «Неужели больше нечем было заполнить брешь на книжной полке?» — язвительно подумал автор этих строк. Хозяин дома, оценив мое искрометное чувство юмора, все же поведал, что приходится внучатым племянником Борису Пастернаку, свободно владеет русским языком и может читать классика в подлиннике.
Родственников великих русских поэтов мне более не доводилось встречать, но связь еврейской общины Великобритании с Россией просматривается довольно четко. Подавляющее большинство евреев Соединенного Королевства — потомки еврейских эмигрантов из Российской империи, попавших на остров в начале прошлого столетия. И хотя в том же Израиле сегодня чуть ли не у каждого второго бабушка тоже либо из Пинска, либо из Минска, однако современные израильтяне при этом редко могут рассказать что-то вразумительное об истории своей семьи. Британские же евреи весьма хорошо знают свои генеалогические древа и при случае с гордостью вспоминают предков, на удивление правильно произнося неблагозвучные для англоязычного человека названия местечек, где родились их дедушки и бабушки.
Характерной чертой представителей местной еврейской общины в первую очередь является то, что они считают себя подданными Ее Величества и полноправными гражданами Соединенного Королевства, затем уже представителями еврейского народа и только потом все остальное. |
Прежде всего, об отношении ко мне лично. После двух лет борьбы я смирился с тем, что для местной общины я — русский. Никакие увещевания, что пятнадцать лет жизни в еврейском государстве превратили меня в израильтянина до мозга костей, не возымели действия. Как-то в доме нашего раввина праздновался Ту би-Шват. Дело было после страшного пожара на Кармеле, и кто-то из присутствующих рассказал, как встретил у Стены плача в Иерусалиме российских пожарных, прилетевших в Израиль для оказания помощи в тушении пожара. Все присутствующие тут же повернулись в мою сторону и одобрительно закивали головой. До меня только через несколько минут дошло, почему гости раввина обратили свои взоры именно на меня... В отличие от Израиля, США или Германии, здешние общины не разбалованы присутствием русскоязычных евреев, а израильтян здесь хоть отбавляй. Так что ради благополучия местных евреев придется мне побыть русским.
Подавляющее большинство евреев Великобритании живут в столице. В Лондоне евреи чувствуют себя хорошо, особенно в северной его части, где с конца 50-х годов прошлого века сконцентрировано большинство еврейского населения города. В прошлом году мы были приглашены на празднование Рош а-Шана в одну замечательную еврейскую семью. Сидя за праздничным столом, мы с огромным удовольствием слушали байки и сплетни, столь типичные для любой еврейской семьи, не важно в какой стране. Одна из родственниц хозяев рассказывала, как накануне праздника ей (о, ужас!) задержали доставку продуктов из одной продуктовой сети. Жалобы менеджеру ни к чему не привели, и тогда она позвонила знакомому репортеру местной еврейской газеты Jewish Chronicle. «Эта торговая сеть подставила всю еврейскую общину северного Лондона в моем лице», — заявила родственница. Через пару часов ей уже звонили из дирекции самой сети и извинялись — с еврейской общиной в северном Лондоне торговые сети предпочитают не ссориться.
Я бы назвал отношение местной общины к Израилю так сказать «пассивным сионизмом». Горячая поддержка Израиля в разговорах, на общинных мероприятиях и в публикациях еврейских СМИ не находит своего выражения в публичных акциях, выходящих за рамки общины. |
Еврейская газета Великобритании дает отличное представление о настрое общины. Половина страниц каждого выпуска посвящена Израилю: как тому, что происходит в самом еврейском государстве, так и событиям в Соединенном Королевстве, имеющим отношение к Израилю. Связь еврейской общины с Израилем — очень тесная. В США более половины лидеров еврейских организаций никогда не бывали в Израиле. Здесь же трудно будет найти еврейскую семью, которая хотя бы раз не побывала на исторической родине, — Лондон намного ближе к Израилю, чем Нью-Йорк.
Однако я бы назвал отношение местной общины к Израилю так сказать «пассивным сионизмом». Горячая поддержка Израиля в разговорах, на общинных мероприятиях и в публикациях еврейских СМИ не находит своего выражения в публичных акциях, выходящих за рамки общины. Институтов, подобных AIPAC в США, лоббирующих интересы Израиля в государственных структурах, в Великобритании просто нет. Есть несколько сотен еврейских организаций, покрывающих весь спектр еврейской деятельности: от помощи выжившим в Холокосте до помощи нелегальным иммигрантам. А произраильского лобби нет. Почему? Я слышал несколько версий на эту тему. Еврейская община Великобритании, насчитывающая около 250 тысяч человек, несопоставима по своей численности с многомиллионным мусульманским населением острова, что вызывает у местных евреев неподдельный страх.
Из числа тех смельчаков, кто все же решает перебраться на Землю Обетованную, чуть ли не половина возвращается назад. Уроженцам Великобритании, с детских лет строго приученным к строгим правилам и процедурам, непросто прижиться к атмосфере «тотальной импровизации» в Израиле. |
Цифры репатриации из Великобритании невелики. Из числа тех смельчаков, кто все же решает перебраться на Землю Обетованную, чуть ли не половина возвращается назад. Уроженцам Великобритании, с детских лет строго приученным к строгим правилам и процедурам, непросто прижиться к атмосфере «тотальной импровизации» в Израиле. Зато здесь очень развита система еврейского образования: средние школы различных направлений, воскресные школы. Уровень знания еврейской культуры и традиции среднестатистического еврея здесь на порядок выше уровня знаний выпускника израильской светской школы.
У евреев Великобритании свой, непохожий на другие общины, уклад жизни. Его можно принимать или не принимать, но, очевидно, подданным Ее Величества виднее, каким образом обустроить свою жизнь. Могу сказать одно: живя здесь, я увидел настоящую еврейскую общину с институтами самоуправления и взаимопомощи, с собственными традициями, лидерами и внутренними склоками. В России под словом «община» нередко подразумевают многочисленные еврейские организации, конкурирующие между собой за пальму первенства и денежные средства. Понятие еврейской общины в классическом смысле в России только формируется. Здесь же у общины существуют свои многовековые традиции, познакомиться с которыми мне и выпала честь.
Автор о себе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. С 2003 году веду блог в Живом Журнале. Мнение редакции и автора могут не совпадать |