Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

Своя земля

31.05.2011

Своя земля

31.05.2011

Среди драматических предсказаний будущего Израиля в последнее время стала популярной новая «страшилка». Что же станет с Израилем, когда в сентябре будет провозглашено палестинское государство? В Израиле журналисты, даже транслируя выступление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в Конгрессе США, умудрились вставить в перевод речи свою озабоченность: «А как это выступление предотвратит провозглашение государства Палестина?!» Появился новый термин, означающий будущее провозглашение палестинского государства: «политическое цунами».
 
Не удивительно, что многие начинают говорить об этой угрозе всерьез. Тем более те, кто душой болеют за еврейское государство и с тревогой следят за развитием событий. После одного из таких разговоров, услышав в очередной раз тревожные нотки в голосе собеседника, мне захотелось рассказать о своем видении нынешней политической ситуации. Может быть, мое мнение кого-то успокоит.
 
Восток (как известно) — дело тонкое. А события последних месяцев запутали даже тех, кто прослыли специалистами по Ближнему Востоку. Чего только не написано за последние полгода по поводу событий «арабской весны»! Иногда возникает ощущение, что статьи этого жанра больше рассказывают об авторе и его идеалах, чем о происходящих событиях. Кто-то видел перед глазами победу демократии и свержение тиранов, для другого произошло поражение западного мира и его ценностей, насильно внедряемых властями.
 
Арабы Израиля вдруг обнаружили, что они живут в самом спокойном и относительно благополучном месте в округе. Это не значит, что арабы стали любить Израиль или отказались от мечты о его уничтожении. Поставить «лайк» в поддержку борьбы — обязательно, но желающих сменить устойчивость на неизвестность маловато.
Календарная весна близка к концу, и все отчетливее видно, что события в арабском мире не укладываются ни в одну из предложенных ранее схем, и перед нашими глазами зарождается новое явление.
 
С одной стороны, революции в Тунисе и Египте, волнения в Ливии и Сирии привели к усилению исламистских сил в арабском мире. Ахмадинеджад имел все основания отнести происходящее к своим достижениям и заявить о продолжении исламской революции.
 
Но есть важные события, отличающие нынешнее состояние мусульманского мира от событий тридцатилетней давности. Французский политолог Оливер Рой считает важным фактором политических изменений в арабском мире тех, кто является их движущей силой. По его словам, на сцену истории вышло «постисламское поколение», которому уже не так близки националистические лозунги 70-х и 80-х годов. Требования «арабской весны» носят характер не идеологический, но прагматический.
 
По оценке публицистки Рафиа Закария, тексты которой популярны в мусульманской блогосфере, начало этого нового периода означает окончание постколониальной эпохи. Это знаменует, прежде всего, попытки решения внутренних проблем, не связанных с колониальным прошлым.
 
Что эти изменения означают для судьбы еврейского государства, с существованием которого многие еще до сих пор не примирились?
 
Опасности видны невооруженным глазом, и о них все уже наслышаны. Пробуждение масс — это, зачастую, пробуждение звериного начала. Мы видели его примеры на революционной площади Тахрир. А что может быть полезнее для властей, чем направить агрессию толпы против такого удобного врага, как евреи и Израиль?
 
Ислам стал сильнее на Ближнем Востоке. Египет из главного противника власти исламизма в полосе Газы становится союзником ХАМАСа.
 
Нетаниягу заявил, что еврейские солдаты не являются оккупантами, а Шхем и Хеврон неотделимы от еврейской культуры и истории. Не надо воспринимать это заявление как провозглашение своей позиции в споре. Таково объективное самоощущение евреев: мы живем на своей земле.
Все эти изменения неприятны и опасны для Израиля, но парадоксальным образом сама «палестинская проблема», так долго изображавшаяся корнем всех бед, теряет свою остроту. Потрясения арабского мира выявили множество противоречий, и на их фоне постановочная трагедия арабских жителей Земли Израиля уже не выглядит убедительной. Не случайно подготовленная по всем правилам революция Facebook (провозглашение «третьей интифады)» оказалась пшиком. Арабы Израиля вдруг обнаружили, что они живут в самом спокойном и относительно благополучном месте в округе. Это не значит, что арабы стали любить Израиль или отказались от мечты о его уничтожении. Поставить «лайк» в поддержку борьбы — обязательно, но желающих сменить устойчивость на неизвестность маловато.
 
На фоне этой, типичной для Ближнего Востока, смеси разочарований и надежд происходят, на мой взгляд, и принципиальные изменения. Упомянутое выше завершение постколониального периода имеет для Израиля принципиальное значение. Восприятие еврейского государства как колониального образования взято на вооружение врагами евреев. Они пытаются доказать непрочность Израиля, сравнивая возвращение евреев на свою землю с недолго просуществовавшим государством крестоносцев. Проблема в том, что и сторонники левой идеологии легко подхватывают такую модель происходящего, как легко сочетающуюся с разделением мира на угнетенных и угнетателей.
 
Поэтому так важны твердые слова Нетаниягу, прозвучавшие в Белом доме. Он заявил, что еврейские солдаты не являются оккупантами, а Шхем и Хеврон неотделимы от еврейской культуры и истории. Не надо воспринимать это заявление как провозглашение своей позиции в споре. Таково объективное самоощущение евреев: мы живем на своей земле. Ощущение это обладает ничуть не меньшей силой, чем претензии палестинцев — и с этим нельзя не считаться. В этом конфликте нет оккупантов и оккупированных территорий, и разрешать конфликт надо не основываясь на линиях прекращения огня, а делая реальную оценку существующей в настоящее время ситуации.
 
43 года единого еврейского Иерусалима нельзя ни вычеркнуть, ни отменить — так же, как и уникальное место Иерусалима в еврейской жизни на протяжении тысячелетий. Никакой компромисс не должен основываться на создании новой несправедливости.
Какие могут быть основания, чтобы объявить Иерусалим нееврейским? 43 года единого еврейского Иерусалима нельзя ни вычеркнуть, ни отменить — так же, как и уникальное место Иерусалима в еврейской жизни на протяжении тысячелетий. Никакой компромисс не должен основываться на создании новой несправедливости.
 
Формулировки, прозвучавшие в выступлениях Нетаниягу в Вашингтоне, неслучайны. Они отражают важные внутренние изменения, происходящие в израильском обществе. Интересной индикацией этих изменений стала позиция главы иерусалимского муниципалитета Нира Барката по поводу еврейского строительства в Восточном Иерусалиме. Нир Баркат изначально пользовался поддержкой левого и даже радикально левого крыла израильских избирателей, то есть противников строительства за Зеленой линией. Тем неожиданнее были его слова. Баркат, основываясь именно на традиционно левом дискурсе, заявил, что запрет строительства по национальному признаку неприемлем. Отказ от мифа об оккупации кардинально меняет выводы.
 
Происходит перевод конфликта в другую плоскость. Вместо спора о прочности связи со Святой Землей предложен диалог о праве на нормальную жизнь. Именно поэтому готовность к уступкам прозвучала не в виде согласия на эвакуацию поселений, а в формуле о праве евреев жить на территории арабского государства. Это не фантастика и не выставление невыполнимых условий. Это попытка разговора на равных. Если мусульмане могут молиться в мечетях по всему Израилю, почему евреи должны быть ограничены в посещении могилы Йосефа в Шхеме?! Почему изначально надо признавать, что палестинское государство будет построено по нацистскому принципу «юден фрай»?!
 
Надо сказать, что за последние несколько лет правительство Абу Мазена показало, что палестинцы способны жить не по принципам банды террористов. Это не афишировалось, но несколько лет прошли в прочном сотрудничестве между израильской армией и палестинскими силами безопасности.
 
Если мусульмане могут молиться в мечетях по всему Израилю, почему евреи должны быть ограничены в посещении могилы Йосефа в Шхеме?! Почему изначально надо признавать, что палестинское государство будет построено по нацистскому принципу «юден фрай»?!
Путь нормализации жизни палестинских арабов — экономическая стабилизация, как преддверие политической. Такова внешняя политика нынешнего израильского правительства. Нормальность соблазняет палестинцев — и она же их пугает. Ведь, зажив нормально, они потеряют свою политическую исключительность, у которой существует реальный экономический эквивалент. Именно поэтому провозглашение государства — это угроза для палестинцев (не меньшая, а большая, чем для евреев). Ведь если палестинское государство существует, зачем еврейскому государству принимать палестинских беженцев?! Создание государства — это, фактически, признание поражения в войне с Израилем и признание права еврейского государства на существование, то есть то, чего последние два года Нетаниягу требует от арабского мира.
 
Так или иначе, но союз с ХАМАСом делает палестинское государство еще более эфемерным, ведь нормализация не входит в приоритеты руководства Газы.
 
Волнения в арабском мире могут создать серьезные проблемы для безопасности Израиля, но пока это явно не самый вероятный вариант развития событий. Арабы в течение ближайших месяцев (а может быть и лет) будут разбираться в том, что с ними произошло. Так что и у евреев будет время разобраться в себе.
 
В мидраше, который много раз приводил Любавичский Ребе во время потрясений двадцатилетней давности, Всевышний обращается к еврейскому народу: «Не бойтесь, дети мои! Все, что я делаю, я делаю ради вас. Почему вы боитесь? Не бойтесь, пришло время вашего избавления».
 
Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика  важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 
 

Мнение  редакции и автора могут не совпадать
{* *}