«Один закон будет для вас»
22.06.2011
22.06.2011
22.06.2011
Почти каждый воспитанный в советской стране ощущал культурный шок большей или меньшей силы, сталкиваясь с отношением традиционного еврейского общества к происхождению человека. Оказалось, что предки, с которыми человек никогда не был знаком и, возможно, не слишком интересовался их биографией, являются ценностью. |
Но существует вид неравенства, которое зачастую табуировано для открытого обсуждения, — это неравенство происхождения. Оставим сейчас в стороне проблему национальности, ее обсуждают достаточно. Поговорим о происхождении в самом простом смысле слова — семья, родители, предки.
Сословия и сословные предрассудки Бомарше высмеял устами Фигаро — и с тех пор они так и не оправились от нанесенного удара. Позднее в Советском Союзе знатная родословная стала не только бесполезной, но даже опасной. Любая знатность происхождения могла вызвать подозрения властей, безродность была залогом благонадежности. Появилось сословие чиновников, и для тех, кто в него входил, были созданы несомненные привилегии, но оно предпочитало оставаться в тени.
Много сюрпризов ожидало выросших в советском обществе при встрече с еврейским миром. Многое удивляло, что-то восхищало, что-то раздражало. Но почти каждый воспитанный в советской стране ощущал культурный шок большей или меньшей силы, сталкиваясь с отношением традиционного еврейского общества к происхождению человека. Оказалось, что предки, с которыми человек никогда не был знаком и, возможно, не слишком интересовался их биографией, являются ценностью.
Реакция на этот шок бывала разной — некоторые приходили к выводу, что патриархальный еврейский мир не для них, иные сочиняли себе биографию посолиднее.
Еврейский подход к проблеме генеалогии человека, как и следовало ожидать, неоднозначен. С одной стороны, требование равенства всех перед законом вне зависимости от происхождения повторяется в Торе неоднократно: «Как ты, так и пришелец — один закон будет для вас». Французская декларация лишь повторяет сформулированное в Пятикнижии. Но это не означает, что происхождение человека — настолько же не относящаяся к его личности характеристика, как, например, рост или цвет глаз.
Человек, родившийся и выросший в традиционной еврейской семье, никогда не воспримет еврейство как абсолютно новое, как открытие. С другой стороны, все религиозные постижения человека, пришедшего к еврейству в результате сознательного выбора, остаются этим выбором ограничены. |
Какой из подходов лучше? Каждый хорош по-своему. Таков подход к спорам мудрецов в истории еврейской мысли. Рабби Акива был тем, кто заложил основы для создания корпуса Мишны, но возвести ее структуру мог именно рабби Иегуда ха-Наси, представитель династии дома Давида. Прозелит Онкелос в своем переводе Торы на арамейский язык очень много сделал для очищения монотеизма от антропоморфических представлений — так пишет Рамбам, но именно Рамбам смог включить эти принципы в основы веры.
Люди не сводятся ни к какой схеме, и у каждого человека есть возможности компенсировать недостающее, но наше прошлое остается с нами, хотя и может поменять свой смысл в зависимости от наших поступков. Человек, родившийся и выросший в традиционной еврейской семье, никогда не воспримет еврейство как абсолютно новое, как открытие. С другой стороны, все религиозные постижения человека, пришедшего к еврейству в результате сознательного выбора, остаются этим выбором ограничены. Возможно, в этом одно из значений слов автора Кузари, отказывающего прозелитам в возможности пророчества.
Еврейская традиция подчеркивает уникальность каждого не для того, чтобы указывать другому на его проблемы, а предоставляя возможность ценить то, что нам дано. Тогда у человека появится способность увидеть и понять правоту оппонента, увидеть истину другого, которая не совпадает с «моей» истиной. |
Еврейская традиция подчеркивает уникальность каждого не для того, чтобы указывать другому на его проблемы, а предоставляя возможность ценить то, что нам дано. Тогда у человека появится способность увидеть и понять правоту оппонента, увидеть истину другого, которая не совпадает с «моей» истиной. Ведь в этом заключается внутренний смысл любого спора — в возможности достичь нового понимания, которое включает в себя два, на первый взгляд, противоположных утверждения. В этом смысл знаменитой дискуссии учеников Гилеля и Шамая, про которых сказано, что, поскольку они спорили во имя Неба, их разногласие приобрело вечную ценность.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнение редакции и автора могут не совпадать |