Top.Mail.Ru

Колумнистика

Алина Фаркаш

Гиюр на двоих

01.07.2011

Гиюр на двоих

01.07.2011

Мой муж собирается проходить гиюр, у него уже было первое собеседование и ему разрешили сдавать в августе экзамены в ульпан-гиюре. То есть сдавать экзамены придется нам обоим — и это проблема. Нет, мне не сложно внимательно прочесть Шулхан Арух, и экзамены я люблю и умею сдавать. Проблема в другом.

Итак, смотрите: я всю жизнь была еврейкой. И мама моя, и бабушка, и прабабушка. И дедушки с прадедушками тоже не подкачали. Когда в сохнутовском лагере спрашивали, кто из нас точно знает, что все его предки были евреями, я была в числе тех трех-четырех человек среди тысячи остальных, кто радостно тянул вверх руку. Я могла сделать все, что угодно: креститься, обриться в буддийские монахи, запечь свиную рульку, выйти замуж за китайца и прочее-прочее... И при этом все равно оставаться еврейкой. Отбившейся от рук, но родной и любимой дочерью.

Говорят, что мало какие пары способны вместе пережить гиюр одного из них. Обычно или гер уходит, понимая, что партнер не способен поддерживать необходимый ему уровень религиозности, или, что чаще, его еврейская половина в ужасе сбегает к кому-нибудь, кто разрешит ему в субботу смотреть мультики и есть горячий обед.
А гиюр, понимаете ли, проходят вместе, парой. Невозможно жить в семье таким образом, чтобы один исполнял заповеди, а другой просто не сильно ему в этом мешал. Соответственно, теперь мне тоже придется учить все то, что я годами оставляла на потом, на «когда-нибудь в другой жизни». Придется исполнять не только то, что мне кажется милым и приятным (и называть это «я потихоньку двигаюсь в правильном направлении»), а вообще все. Это меня пугает. Пугает и банальными бытовыми сложностями, и более тонкими субстанциями. Говорят, что после гиюра человек будто рождается заново — с новой еврейской душой. Но моя-то при мне! Пускай ленивая и больше думающая о платьишках, чем о Б-ге, но рожденная моей еврейской мамой от моего еврейского папы! Что с ней будет? Как она изменится в процессе? Мне страшно.

Еще Б-г. Мы с ним давно на короткой ноге. Он меня любит, и у нас полное взаимопонимание. Знаете, как говорят компьютерщики: «работает – не трогай!» Вот у меня работает. Что будет, если я начну видоизменять наши с Ним доверительные и прекрасно налаженные отношения? И тем более — пускать в них кого-то третьего? Пусть даже доброго и уважаемого раввина?

Ну, и главное. Впервые я услышала о сложностях семейной жизни с герами от моего знакомого. Это был самый соблюдающий еврей из всех, кого я знала! Раввин, который много лет учился в Израиле, и который, если честно, казался мне абсолютным религиозным фанатиком, почти маньяком. Незадолго до нашего знакомства он развелся со своей женой, гийорет. Точнее, она с ним развелась, потому что ей казалось, что он недостаточно верит, недостаточно соблюдает, слишком расслабленно выполняет свои обязанности. Я смотрела на этого человека и в моей голове происходили революции: «КАК?! Еще сильнее?!» Я не могла (и, если честно, до сих пор не могу) себе представить кого-то, кто истовее и искреннее соблюдал бы заповеди. И это тоже меня пугает. Говорят, что мало какие пары способны вместе пережить гиюр одного из них. Обычно или гер уходит, понимая, что партнер не способен поддерживать необходимый ему уровень религиозности, или, что чаще, его еврейская половина в ужасе сбегает к кому-нибудь, кто разрешит ему в субботу смотреть мультики и есть горячий обед. И с которым жизнь будет куда как проще.

Я люблю мужа, но я выходила замуж именно за него, за такого, каков он есть. Я не знакома с той еврейской душой, которая войдет в него после гиюра. А вдруг это будет... Ну, не самая приятная из еврейских душ? Вы таких тоже, наверняка, немало встречали в своей жизни. Совершенно не понятно, что делать в таком случае.

Я люблю мужа, но я выходила замуж именно за него, за такого, каков он есть. Я не знакома с той еврейской душой, которая войдет в него после гиюра. А вдруг это будет... Ну, не самая приятная из еврейских душ?

С другой стороны, я так долго его искала. Мне делали шидух, я была на нескольких сотнях свиданий в своей жизни, я много ошибалась, я пыталась идти на компромиссы и на собственных шишках осознавала, что компромиссы — это не тот путь, который может сделать меня счастливой. Я визуализировала и составляла списки качеств своего идеального мужчины. Да, я знала, что это не совсем то, что считается правильным для еврейского брака, но ничего не могла с собой поделать, я его представляла до кончиков пальцев, так ярко, что при первой же встрече поняла, что да, это он. Если Б-г сделал его таким похожим на мои мечты и при этом дал ему одну-единственную нееврейскую бабушку... То значит, это для чего-то было нужно? Я знаю, что Он меня любит, я знаю, что все в моей жизни не просто так. И, наверное, не было никакого другого способа повести меня в нужном направлении, кроме как дать мне мужа-гера. Еврейского мальчика с черными кудряшками, зелеными глазами, мягкими руками и доброй улыбкой. Только он стоит между мной и моим страхом.
 
Автор о себе:
 
Мне тридцать лет, у меня есть сын и, надеюсь, когда-нибудь будет дочка с кудряшками. Я родилась и выросла в Москве, закончила журфак МГУ и с одиннадцати лет только и делала, что писала. Первых моих гонораров в районной газете хватало ровно на полтора «Сникерса» и поэтому я планировала ездить в горячие точки и спасать мир. Когда я училась на втором курсе, в России начали открываться первые глянцевые журналы, в один из них я случайно написала статью, получила баснословные 200 долларов (в августе 1998-го!) и сразу пропала. Последние четыре года я работала редактором Cosmo.
 
 
 
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}