Нееврейский вопрос
06.07.2011
06.07.2011
06.07.2011
Какие только мифы ни укоренились в общественном сознании в качестве достоверных фактов. Евреи в народной мифологии — то хитрые и умные, а то — жадные до наивности; иногда революционеры и разрушители, а — иногда тайные правители мира. Но миф о враждебности к христианам и христианству принес евреям больше всего бед и породил самые мрачные страницы нашей истории.
Христианская историография изобилует описаниями преследований христиан иудеями, и даже там, где это не подтверждено фактами, подразумеваются еврейские козни. Если кого казнят — так потому, что «это приятно иудеям».
В России миф этот, возможно, популярнее, чем в иных странах. Императрица Елизавета Петровна начертала на донесении Сената, признавшего выгодной еврейскую коммерцию, свою резолюцию о высылке евреев из России: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Иоанн Кронштадтский утверждал: «Они крепко ненавидят нас и болеют дьявольскою ненавистью». Можно привести еще немало цитат, суть которых — мнение, что в еврейском мировоззрении ненависть и враждебность к христианству занимают чуть ли не центральное место.
Для христианства евреи — естественный соперник. Само название Нового Завета подразумевает реформу и отрицание старого, негативная оценка которого необходима для обоснования появления нового. |
Для христианства евреи — естественный соперник. Само название Нового Завета подразумевает реформу и отрицание старого, негативная оценка которого необходима для обоснования появления нового. Примеров этому отрицанию в святых для христианства текстах немало. Здесь и коллективное обвинение всего народа, и образ ультимативного злодея Иуды, легко ассоциируемого со всеми евреями. В более поздней литературе появилась легенда об Агасфере (Вечном Жиде). Еврей, сохраняющий свою веру, отказывающийся креститься (как в упомянутом эпизоде с Елизаветой) посягает на основы христианской веры, на ее внутреннюю прочность.
Но иудео-христианские отношения асимметричны по своей сути. В еврейских текстах и еврейском самосознании христианство и Иисус находятся на периферии или вообще отсутствуют. Возможно, это и является самым обидным...
Судите сами: то, что в Письменной Торе нет ничего о христианстве — и так понятно: его еще и в помине не было. (Недаром «новообращенных» христиан их наставники обычно предостерегают от того, чтобы зачитываться Ветхим Заветом.) Но и Мишна, написанная во II веке, ни словом не упоминает ни христианства, ни его лидеров. В Талмуде при желании можно найти отголоски этой темы, в результате чего несколько отрывков, подразумевающих, по мнению некоторых исследователей, христианство, в европейских изданиях Талмуда пропущены. Пропущены не потому, что евреи хотели что-то скрыть, а из-за требований церковной цензуры, увидевшей в них поношение веры. Сейчас эти тексты доступны всем, и желающие могут знакомиться с ними без всяких ограничений.
Рамбам видел в христианстве позитивное начало по отношению к языческому миру — его миссию донести до человечества представление о заповедях Торы и грядущих мессианских временах. |
Христианство является идолопоклонством для еврея и не является таковым для нееврея. Может быть, для кого-то это звучит странно, но означает это не что иное, как повышенные требования евреев к себе и своему народу. |
Так или иначе, но христианские соседи со времен Эпохи Возрождения не воспринимались евреями как идолопоклонники, но вот вера их оставалась неприемлемой — как из-за антиеврейской составляющей, о которой речь шла выше, так и из-за сохранявшейся в ней примеси идолопоклонства. Получается, что христиане — не идолопоклонники, а христианство (хотя бы частично) — идолопоклонство. Нет ли в этом противоречия?
Разве не восхищает нас, когда человек свободно излагает свои мысли на чужом ему языке, разве не простим ему оговорки, которые для говорящего на родном языке покажутся непозволительными? Вера в Б-га — это язык еврейской истории и культуры, поэтому и требования к обладающему от рождения этим языком — выше. |
Теперь понятна и жесткость отношения к евреям, перешедшим в христианство. Это не просто свободный интеллектуальный выбор: не хочу в синагогу, а хочу в церковь. Есть в этом выборе невыводимый привкус аморальности, и он ощущается даже относительно тех, к кому и претензий не предъявишь, поскольку они выросли духовно оторванными от еврейской культуры. Но пока они не отрицают полностью своей связи с еврейством, их речи и поступки, даже самые возвышенные, звучат диссонансом. Не так просто справиться с десятками поколений предков, которые шли на многие страдания, лишь бы сохранить веру в чистоте и не стать «мешумадами».
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнение редакции и автора могут не совпадать |