Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Женитесь на здоровье!

19.08.2011

Женитесь на здоровье!

19.08.2011

Преданные поклонники моего творчества уже осведомлены о том, что тема бракосочетания и создания семьи перешла для меня из разряда теоретического интереса в плоскость абсолютно практическую. Перечитав все, что говорит еврейская традиция о церемонии бракосочетания, я сделал некоторые ошеломляющие открытия, коими и спешу поделиться с вами, дорогие читатели.

Удивительно, насколько скрупулезно еврейская традиция учла все психологические особенности потенциальных брачующихся. Нам с вами, современным людям, понятно, что жениться по доброй воле никто не хочет. Решение положить конец личной свободе приходит под давлением общества и суровой необходимости делить пополам коммунальные расходы. Еврейская традиции отдает дань уважения самому факту отказа от жизни в собственное удовольствие. Именно поэтому вступающим в брак предписывается провести последнюю неделю до хупы порознь. Еврейская традиция гуманна, она предоставляет молодоженам эту недельную «отсрочку в исполнении наказания» — мол, друзья дорогие, у вас впереди еще целая совместная жизнь, от которой вы еще сумеете наплакаться. Так что насладитесь этими последними днями свободы, чтобы было что потом вспомнить долгими семейными вечерами за мытьем посуды.

Еще один тонкий момент — суточный пост перед церемонией хупы. Еврейская традиция как бы намекает жениху, что для семьи необходимо будет добывать средства на существование. Будущей хозяйке дома, в свою очередь, дают понять, что будущего мужа нужно будет постоянно и вкусно кормить. И если кто-то из брачующихся в будущем не будет достойно выполнять эти семейные обязанности, то в семье наступит голод. Именно этот голод и предлагается испробовать будущим супругам, чтобы в дальнейшем не доводить семью до этого состояния.

Любое еврейское дело начинается с формальностей. Еще до хупы жениха отводят в укромное место и в присутствии двух крепких мужчин заставляют подписать ктубу — брачный контракт. Как и в любом контракте, в ктубе фигурирует некая цифра. Жених — в деле бракосочетания человек новый, и цифра эта ему не очень понятна, но документ он все же подписывает. Сказываются недоедание и здоровая логика: все равно никто, кроме раввина и свидетелей, этот документ не видит.

Понятно, что после последнего глотка свободы, сопряженного с суточным недоеданием, жениться хочется еще меньше. Именно поэтому родителям брачующихся предписывается самим вести под хупу своих чад, дабы те в последний момент не дали слабину и не сбежали. Разделение здесь идет по гендерному признаку. Отцы хватают за обе руки жениха, ибо, чтобы затащить молодого человека в брак, может потребоваться грубая мужская сила. Затем наступает очередь невесты. Женщину, как известно, силой не возьмешь, но возьмешь хитростью. Поэтому невесте не выкручивают руки, как жениху, а вешают на глаза вуаль. Невеста перестает видеть, куда ее ведут. В глубине ее души еще теплится надежда, что женщины, сопровождающие ее, проникнутся сочуствием к ее тяжкой доле и выведут в безопасное место.

И вот она идет, улыбающаяся, надеющаяся, что через пару минут этот ужас минует ее. Однако через пару минут она обнаруживает тот самый ужас стоящим вместе с ней под хупой. Разочарованию девушки нет предела. Потеряв всякую надежду на спасение, она начинает судорожно кружиться вокруг жениха. Как правило, только сделав вокруг него семь кругов, она успокаивается и смиряется с необратимым. В это же время у жениха, отслеживающего все кружения невесты под хупой, начинает болеть шея. Еврейская традиция недвусмысленно намекает жениху, что время, когда можно было крутить шеей за другими женщинами, прошло, а теперь надо смотреть вперед, но никак не по сторонам.

Понятно, что в таком состоянии сложно говорить о чем-то серьезном. Необходимо успокоиться, и еврейская традиция предписывает сделать это с помощью бокала вина. Выпив на голодный желудок бокал вина, можно сделать вообще все что угодно. Крайне символично и то, что в начале бокал вина отец передает в руки сына. Мол, сыночек, я всю жизнь терпел, и сейчас у меня будет хоть немного радости в жизни, когда я буду наблюдать за тем, как мучаешься ты. То же самое проделывает мать невесты со своей дочерью.

На невесту же вино действует совершенно определенным образом. Как всякая женщина, она пытается показать, кто в доме хозяин, и инстинктивно поднимает вверх указательный палец правой руки. Тут жениху необходимо не упустить ключевой момент церемонии и моментально надеть ей кольцо на тот самый указательный перст. Этим актом жених как бы говорит: дорогая моя, я ведь не прочь, чтобы хозяином в доме была именно ты, только давай без сцен на публике, дома во всем разберемся. Невесте ничего не остается, как согласиться.

Далее происходит неописуемое. Жених был уверен, что тайна подписания ктубы (в том числе и указанная там сумма) останется тайной — не зря же они уединялись в отдельной комнате. А тут раввин разворачивает свежеподписанный сверток и оглашает содержимое документа, а затем еще и передает бумагу невесте. Этим еврейская традиция учит жениха основополагающему принципу семейной жизни: все тайное когда-нибудь таки становится явным, и жена все равно все узнает.

Дальнейший ход церемонии показывает, что все уже смешалось в доме Облонских. И когда раввин заботливо передает второй бокал вина в руки отца невесты, тот неожиданно протягивает его не собственной дочери, а жениху. Этот момент означает, что свадьба удалась, все уже ничего не соображают, пора заканчивать церемонию. То есть всё подходит к своему логическому финалу. А какой у свадьбы финал? Во многих странах принято завершать столь радостное событие драками, дебошами, битьем стекол и т.д. Однако евреи — народ тихий, драк, как правило, не устраивают. Однако мы более 2000 лет жили в диаспоре и нам обидно, что другие народы могут вот так расслабиться и дать волю своим чувствам и эмоциям, а мы — нет. Чтобы хоть как-то удовлетворить это чувство обиды и зависти, и придумана эта финальная сцена с разбиванием стакана. Некая имитация битья посуды — мелочь, а приятно. Мудрая еврейская традиция учла и тот факт, что далеко не каждый еврейский мужчина обладает необходимой физической силой, чтобы разбить стакан, поэтому стакан заведомо выбирают самый хрупкий, да еще и оборачивает в фольгу, чтобы никто, не дай Б-г, не порезался.

И как только звучит хлопок от раздавленного стакана, гости словно срываются со своих мест. Они долго наблюдали за ходом церемонии, вина им так и не досталось, поэтому они требуют интерактивности. Начинается соревнование: кто первым добежит до новоиспеченного мужа и жены. Муж и жена долго это соревнование не выдерживают и самым наглым образом бросают гостей, удалившись на некоторое время в отдельную комнату. Именно там к ним и приходит осознание того, что же они только что наделали. Они тихо смотрят друг на друга, как бы смиряясь со своей участью, вздыхают и начинают жить долгой и счастливой семейной жизнью.

Эта юмореска посвяшается моим дорогим родителям, терпеливо ожидающим почти 40 лет моей холостяцкой жизни. Дай им Б-г здоровья.

Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме.
После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца  2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.

Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}