Удивительный год
28.09.2011
28.09.2011
28.09.2011
Через несколько часов наступит новый 5772-й год еврейского календаря. Годы мы считаем от сотворения мира, но отсчет начинается с шестого дня творения, дня создания человека. Можно сказать, что изменения (а на иврите слово год, «шана», имеет общий корень со словом «изменения») происходят прежде всего в человеке, а благодаря этому — и в мире.
Каббала, мистическая составляющая иудаизма, видит в первом дне нового еврейского года, Рош а-Шана, своеобразный водораздел, поскольку каждый новый год приходит со своим духовным смыслом, неповторимым и уникальным. Мир поднимается в своей духовности еще на одну ступеньку, дающую новую мудрость и новые идеи. Время, когда в синагоге раздается звук шофара, — это момент осмысления всего сотворенного.
Что же мы поняли в прошедшем 5771-м году, и какие открытия ожидают нас в году наступающем? Конечно, пока трудно проанализировать итоги прошедшего года с точки зрения его роли в истории — впечатления от него еще слишком свежи. Самое устойчивое из ощущений в конце уходящего года — это удивление.
Наших современников не поразишь масштабами исторических событий и динамикой мировых катаклизмов. Многие из читателей помнят конец восьмидесятых и начало девяностых в перестроечном СССР. Сейчас эти события оценивают по-разному, но уж скучными те годы никто не назовет. Через десять лет после них мы пережили новое потрясение, наблюдая в прямом эфире рушащиеся в Нью-Йорке небоскребы.
Еврей — естественный и вынужденный консерватор, сторонник эволюции, а не революции. А вот духовное наполнение еврейства всегда разрушает любые ограничения, поскольку эталоном для него служит бесконечность. |
Первым из таких открытий стала публикация через WikiLeaks секретных документов Госдепартамента США. Если предыдущие утечки не выходили за рамки традиционных антивоенных разоблачений со стороны левых, то новые раскрытые тайны уже не укладывались в привычную идеологию. Под вопросом оказалась сама возможность сохранить секрет.
В событиях Арабской весны новые технологии помогли свергнуть или хотя бы запугать авторитарные режимы, но революционный дух этой весны оказался не только не демократическим, но даже тяготеющим к мусульманскому фундаментализму и антисемитизму. (К слову, зачастую, в евреях видят возмутителей спокойствия и прирожденных революционеров. На самом деле, все не так просто. Любое изменение, нарушение стабильности несет с собой волны антисемитизма, евреи — это любимый козел отпущения в сложной ситуации. Поэтому еврей — естественный и вынужденный консерватор, сторонник эволюции, а не революции. А вот духовное наполнение еврейства всегда разрушает любые ограничения, поскольку эталоном для него служит бесконечность.)
Мусульманский фундаментализм в одеждах демократии остался для нас большим (и довольно неприятным) вопросом, поставленным арабским миром перед человечеством, но Арабская весна вскрыла еще один обман. Оказалось, что единственное спокойное место для арабов на Ближнем Востоке — это Израиль и «оккупированные» им территории. Вдобавок к тому, что из документов WikiLeaks стало общеизвестным отношение лидеров арабского мира к палестинской проблеме, это привело к тому, что палестинцы, и так не слишком популярные среди других арабов, приобрели славу паразитов. Израиль продолжают ругать как раньше, но палестинцам сочувствуют гораздо меньше.
Потеря поддержки арабского мира вынудила Махмуда Аббаса добиваться привычного внимания на международной арене. То, что было задумано как тактический ход, закончилось вступлением Ближневосточного конфликта в новую фазу. 63 года палестинцы отбивались от создания собственного государства, но, в конце концов, сами себя загнали в угол. Разумеется, они хотят получить все, что можно: и создание арабской страны «юденфрай», и признание права на возвращение всех беженцев и их потомков — чтобы изменить демографическую ситуацию в Израиле.
Арабская весна вскрыла еще один обман. Оказалось, что единственное спокойное место для арабов на Ближнем Востоке — это Израиль и «оккупированные» им территории... отношение лидеров арабского мира к палестинской проблеме, это привело к тому, что палестинцы, и так не слишком популярные среди других арабов, приобрели славу паразитов. |
И внутри Израиля в этом году происходили неожиданные события. Самым громким из них был палаточный протест, борьба за снижение цен на квартиры. Левые силы в Израиле наконец-то вспомнили, что у их движения есть и иные задачи, кроме поддержки террористов и борьбы с собственной армией. Оказалось, что левые способны защитить права израильского потребителя. Многие видят в этом повороте партийной активности радикальное новшество — ведь старые политические платформы уже не привлекают избирателей.
Одной из просочившихся из WikiLeaks новостей было обсуждение антисемитизма в России. Точнее, его исчезновения. Факт сокращения количества инцидентов на почве антисемитизма получил подтверждение в документах Российского еврейского конгресса. Интересное совпадение: прошло 20 лет с начала возрозждения свободной еврейской жизни в России, двадцать лет — это поколение. Если вырастает поколение, обладающее еврейским самосознанием, то и «необходимость» в антисемитизме для сохранения еврейства исчезает. Может быть, это тоже новая страница истории, открывшаяся в этом году?
Переломным моментом выглядят и события, произошедшие в России под самый еврейский Новый год: разрушение надежд на зарождение российской многопартийности и гражданского общества. И здесь прошедший год оставляет нас с вопросами без ответов.
Калейдоскоп прошедшего года не складывается в ясную картину. Но сама эта неясность как бы требует от нас дополнительных духовных сил, более глубокого осмысления своей жизни и всего происходящего на Земле. Можно с уверенностью ждать в этом помощи от Творца мира — недаром Новый год начинается с трех дней святости, ведь за двумя днями Рош а-Шана сразу наступает Шаббат. Три дня святости подряд — это хороший старт. Главное, чтобы мы оказались достойны этого и не забывали, насколько глобальные изменения в мире зависят от происходящего в жизни каждого из нас. И тогда, без сомнения, наступающий год будет благословенным и духовно наполненным.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнение редакции и автора могут не совпадать |