От сына к отцу
07.10.2011
07.10.2011
07.10.2011
Одна моя хорошая знакомая во время очередного сеанса взаимодружеской психотерапии заключила, что мои «искания себя» во взаимоотношениях с Б-гом есть, по сути, конфликт отца и сына, который я «решаю» таким затейливым образом: перевожу сложный земной диалог в безответный монолог. Я обиделся, но виду не подал. Меня уличили в попытке решения «хозяйственно-бытовых проблем», назвали бесчестной подменой самые сокровенные переживания. И если бы я мог справиться, отмахнуться изворотливым ответом, определив себя правым, а её — человеком сторонним и малосведущим в тонкостях, понятных мне...
Но проходит какое-то время, и малозначащие детали давнего разговора становятся существенными. То, что вчера казалось вопросом в духе «как дела», вдруг вырывается из глубин на поверхность. Что было — то всплыло. Придется разгребать. Хорошие мысли и шутки редко посещают меня в нужный момент. Как хорошее вино, они должны перебродить, отстояться, чтобы можно было подать их выдержанными к подобающему случаю. Конечно, испить чашу такого вина желательно в дни, предшествующие Йом Кипуру, до наступления столь важной даты, когда есть время и возможность что-то исправить, «…пока горит свеча».
Еще «позавчера» мне казалось, что я повзрослел, в чем-то превзошел своих родителей: в чувстве юмора, в ощущении времени, в овладении последней моделью новой цацки без кнопок. Но сегодня внутри себя я делаю маленький шаг к пониманию слов: «Чти отца твоего». Их величия при кажущейся обыденности.
«Вчера» мне, как представителю «всепонимающего» поколения, казалось, что цепь преемственности традиции разомкнулась на пару-тройку предшествующих поколений назад, и на меня возложена задача восстановить звенья разорванной цепи. Но сейчас очевидно: звенья этой цепи никогда не прерывались, они неразрывно следуют друг за другом. Цепь — это не только замкнутые звенья, но и пустота внутри каждого звена, которая обнаруживает себя лишь при очередном натяжении и ослаблении этой драгоценной нити.
Созерцая мир таким, каким он сотворен, мы постигаем его прообраз — высший мир. И законы, управляющие мирами, — подобны и непреложны. Отношения между Творцом и евреями сравниваются традицией, Книгой и пророками, с отношениями Отца и сына. И уже не столь важно, что мы знаем, какие правила принимаем. Все упирается в наши личные поступки, в материал нашей цепи, нашего звена. Лишь это и определяет её прочность, целостность, долговечность. Вот то, что сегодня лично для меня стоит за одной из десяти заповедей, начертанных на скрижалях, и за той работой, что я должен успеть начать.
«Помни о трех вещах и не совершишь проступка: знай откуда ты пришёл, куда ты идёшь и перед чьим судом тебе предстоит предстать».
Автор о себе: Отмечал свой второй день рождения, провожая Леонида Ильича Брежнева в последний путь. Омрачал инакомыслием союз октябрят, по любви к низведению авторитарного строя — отказник пионерства. Воспитан гуманитарием, саботировал серию высших образований, надежды на блистательную карьеру связиста, маркетолога или дизайнера. Богатею мыслью, год сижу на чемоданах, идеализирую все что можно, страдаю в умеренной форме перманентным «манихейским бредом». Работаю в Интернете, воюю с мельницами, участвовал, но не значился в титрах. Делаю ставки на ближайшую четверть века. Предпочитаю усложнять простые вещи и нравиться на расстояниях. Возвращаюсь в традицию, меняюсь, внушаю надежды. Мнение редакции и автора могут не совпадать |