Другие
15.11.2011
15.11.2011
15.11.2011
Ничего нет действеннее для пробуждения еврейства в душе, чем посещение Израиля. Почти каждый, кто приезжал сюда в качестве туриста, помнит о чувствах, возникающих в душе, кажется, прямо из пряного воздуха и источенных временем камней этой земли.
| В глазах каждого, кем бы он ни был, каких бы убеждений и взглядов ни придерживался, еврей опровергает его идеалы, провозглашает их относительность, тем самым становясь Другим, чуждым. |
Такое удивительное воздействие жизни в Израиле на евреев можно сравнить с иррациональным по своей сути законом Торы о красной корове — ее пепел очищал тех, на ком была ритуальная нечистота, но тех, что был чист, превращал в ритуально нечистых. Так и Израиль: пробуждая еврейство в тех, кто столкнулся с ним ненадолго, приглушает его при постоянном контакте.
Одному еврею из России как-то предложили выполнить важную заповедь: наложить на руку и голову тфилин. Происходило это совсем рядом с Котелем (Стеной плача). Еврей отказался, заметив, однако, что в России он выполнял эту заповедь. «Теперь у меня есть вот это», — сказал он, показав широким жестом в сторону Котеля. Можно было бы, конечно, пошутить, заметив, что тот явно переоценил размер своей головы, но важнее, наверное, попытаться понять эти странные зигзаги в проявлениях еврейства.
| Еврейский народ жив благодаря тем евреям, которые не поддались давлению окружающего мира и несли нелегкое бремя с честью и достоинством. Как мы знаем на примере новейшей истории, не всегда это была вынужденная верность. |
Это, конечно, раздражает. Еврей воспринимается окружающими как вызов. На практическом уровне — своими обычаями, как идея — дразня мыслителей. Для Достоевского евреи — это опасность, для Владимира Соловьева — укор, для Ницше — идеологический противник, а для католических философов — теологическая проблема.
Но и самому еврею непросто быть Другим. Кого-то это заставляет всю жизнь стремиться быть «полезным евреем» или прятать свое еврейство и стыдиться его. Поэтому евреев, несмотря на древность народа, не так много, как китайцев, и одними только преследованиями и погромами этот феномен не объяснить — дезертирство из рядов евреев существовало всегда.
Однако еврейский народ жив благодаря тем евреям, которые не поддались давлению окружающего мира и несли нелегкое бремя с честью и достоинством. Как мы знаем на примере новейшей истории, не всегда это была вынужденная верность. Так, если в СССР существовала обязательная пятая графа, то во многих европейских странах евреи, уже потерявшие основу еврейства (религию), сами предпочитали называться евреями. Да и в СССР большинство евреев, насильственно секуляризированных, оторванных от корней старались сохранить хотя бы свое имя, традиционные блюда, уклад, предостеречь своих детей от ассимиляции. Как мы видим сегодня, у еврейства не одна линия защиты, и даже отступив перед нажимом извне, уже не понимая точно, почему они сопротивляются, многие евреи все-таки выстаивают и держатся за свое еврейство.
Как истинные «иерусалимские дворяне», разоренные и лишенные былого величия, презираемые и преследуемые, еврейские семьи воспитывают в своих детях аристократизм духа, уча защищаться от влияния улицы и предъявлять к себе повышенные требования.
| В СССР большинство евреев, насильственно секуляризированных, оторванных от корней старались сохранить хотя бы свое имя, традиционные блюда, уклад, предостеречь своих детей от ассимиляции. |
Эти два подхода нашли свое отражение и в языке. Слово «воспитание» в русском, как и education в английском, означает кормление, выращивание и разведение , то есть говорят о воспитании ребенка до взрослого состояния. Ивритское слово «хинух» (однокоренное с названием праздника Ханука) — это освящение, выделение из среды обычного.
Разумеется, хорошему учат своих детей не только евреи. Но нередко оказывается, что неевреи, противостоящие нивелирующему давлению обывательского окружения, сами ощущают и сравнивают свое положение с долей, выпавшей в этом мире евреям. Это и цветаевское «...поэты — жиды», и евтушенковское «я всем антисемитам как еврей», и псевдоним Абрам Терц, взятый Андреем Синявским.
Но вот у евреев появилось свое государство, призванное, по мнению идеологов сионизма, превратить евреев в обычную нацию. И если поначалу казалось, что это произойдет само собой, наличие государства и языка поставит евреев в один ряд с другими нациями, то на практике мы видим, что происходит сложный процесс, не совпадающий с первоначальной программой. Для многих израильтян государство стало тем, на что можно перенести свое еврейство. Те, кто предпочитают быть израильтянами, а не евреями, хотя и заинтересованы в сохранении коллективного еврейства, как ценности, стараются по возможности освободиться от еврейства личного, которое тяготит.
| Для многих израильтян государство стало тем, на что можно перенести свое еврейство. Те, кто предпочитают быть израильтянами, а не евреями, хотя и заинтересованы в сохранении коллективного еврейства, как ценности, стараются по возможности освободиться от еврейства личного, которое тяготит. |
Одна из последних сенсаций — обмен тысячи с лишним осужденных бандитов на одного своего солдата — вне зависимости от того, правильно это или нет, моральное ли это решение или преступление — это поступок Другого, который остальной мир именно так и оценил.
Совсем не случайно нынешнее правительство поставило на повестку дня вопрос о необходимости проявить заботу о сохранении еврейского характера государства. Израильское общество перестает стесняться своего еврейства, оно все больше готово к тому, чтобы достойно выполнять свою миссию быть Другим. Что, в том числе, означает — не ожидать наступления мифических времен «нового Ближнего Востока», а относиться к реальности трезво, какой бы проблематичной она ни казалась. Ведь Другими мы стали не просто так, а взяв в союзники Творца мира, и, значит, должны рассчитывать на Его заботу и помощь.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнение редакции и автора могут не совпадать |