Другие
15.11.2011
15.11.2011
15.11.2011
В глазах каждого, кем бы он ни был, каких бы убеждений и взглядов ни придерживался, еврей опровергает его идеалы, провозглашает их относительность, тем самым становясь Другим, чуждым. |
Такое удивительное воздействие жизни в Израиле на евреев можно сравнить с иррациональным по своей сути законом Торы о красной корове — ее пепел очищал тех, на ком была ритуальная нечистота, но тех, что был чист, превращал в ритуально нечистых. Так и Израиль: пробуждая еврейство в тех, кто столкнулся с ним ненадолго, приглушает его при постоянном контакте.
Одному еврею из России как-то предложили выполнить важную заповедь: наложить на руку и голову тфилин. Происходило это совсем рядом с Котелем (Стеной плача). Еврей отказался, заметив, однако, что в России он выполнял эту заповедь. «Теперь у меня есть вот это», — сказал он, показав широким жестом в сторону Котеля. Можно было бы, конечно, пошутить, заметив, что тот явно переоценил размер своей головы, но важнее, наверное, попытаться понять эти странные зигзаги в проявлениях еврейства.
Еврейский народ жив благодаря тем евреям, которые не поддались давлению окружающего мира и несли нелегкое бремя с честью и достоинством. Как мы знаем на примере новейшей истории, не всегда это была вынужденная верность. |
Это, конечно, раздражает. Еврей воспринимается окружающими как вызов. На практическом уровне — своими обычаями, как идея — дразня мыслителей. Для Достоевского евреи — это опасность, для Владимира Соловьева — укор, для Ницше — идеологический противник, а для католических философов — теологическая проблема.
Но и самому еврею непросто быть Другим. Кого-то это заставляет всю жизнь стремиться быть «полезным евреем» или прятать свое еврейство и стыдиться его. Поэтому евреев, несмотря на древность народа, не так много, как китайцев, и одними только преследованиями и погромами этот феномен не объяснить — дезертирство из рядов евреев существовало всегда.
Однако еврейский народ жив благодаря тем евреям, которые не поддались давлению окружающего мира и несли нелегкое бремя с честью и достоинством. Как мы знаем на примере новейшей истории, не всегда это была вынужденная верность. Так, если в СССР существовала обязательная пятая графа, то во многих европейских странах евреи, уже потерявшие основу еврейства (религию), сами предпочитали называться евреями. Да и в СССР большинство евреев, насильственно секуляризированных, оторванных от корней старались сохранить хотя бы свое имя, традиционные блюда, уклад, предостеречь своих детей от ассимиляции. Как мы видим сегодня, у еврейства не одна линия защиты, и даже отступив перед нажимом извне, уже не понимая точно, почему они сопротивляются, многие евреи все-таки выстаивают и держатся за свое еврейство.
Как истинные «иерусалимские дворяне», разоренные и лишенные былого величия, презираемые и преследуемые, еврейские семьи воспитывают в своих детях аристократизм духа, уча защищаться от влияния улицы и предъявлять к себе повышенные требования.
В СССР большинство евреев, насильственно секуляризированных, оторванных от корней старались сохранить хотя бы свое имя, традиционные блюда, уклад, предостеречь своих детей от ассимиляции. |
Эти два подхода нашли свое отражение и в языке. Слово «воспитание» в русском, как и education в английском, означает кормление, выращивание и разведение , то есть говорят о воспитании ребенка до взрослого состояния. Ивритское слово «хинух» (однокоренное с названием праздника Ханука) — это освящение, выделение из среды обычного.
Разумеется, хорошему учат своих детей не только евреи. Но нередко оказывается, что неевреи, противостоящие нивелирующему давлению обывательского окружения, сами ощущают и сравнивают свое положение с долей, выпавшей в этом мире евреям. Это и цветаевское «...поэты — жиды», и евтушенковское «я всем антисемитам как еврей», и псевдоним Абрам Терц, взятый Андреем Синявским.
Но вот у евреев появилось свое государство, призванное, по мнению идеологов сионизма, превратить евреев в обычную нацию. И если поначалу казалось, что это произойдет само собой, наличие государства и языка поставит евреев в один ряд с другими нациями, то на практике мы видим, что происходит сложный процесс, не совпадающий с первоначальной программой. Для многих израильтян государство стало тем, на что можно перенести свое еврейство. Те, кто предпочитают быть израильтянами, а не евреями, хотя и заинтересованы в сохранении коллективного еврейства, как ценности, стараются по возможности освободиться от еврейства личного, которое тяготит.
Для многих израильтян государство стало тем, на что можно перенести свое еврейство. Те, кто предпочитают быть израильтянами, а не евреями, хотя и заинтересованы в сохранении коллективного еврейства, как ценности, стараются по возможности освободиться от еврейства личного, которое тяготит. |
Одна из последних сенсаций — обмен тысячи с лишним осужденных бандитов на одного своего солдата — вне зависимости от того, правильно это или нет, моральное ли это решение или преступление — это поступок Другого, который остальной мир именно так и оценил.
Совсем не случайно нынешнее правительство поставило на повестку дня вопрос о необходимости проявить заботу о сохранении еврейского характера государства. Израильское общество перестает стесняться своего еврейства, оно все больше готово к тому, чтобы достойно выполнять свою миссию быть Другим. Что, в том числе, означает — не ожидать наступления мифических времен «нового Ближнего Востока», а относиться к реальности трезво, какой бы проблематичной она ни казалась. Ведь Другими мы стали не просто так, а взяв в союзники Творца мира, и, значит, должны рассчитывать на Его заботу и помощь.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнение редакции и автора могут не совпадать |