Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Разъединенный Иерусалим

09.12.2011

Разъединенный Иерусалим

09.12.2011

После долгожданного запуска трамвая городские власти Иерусалима с удивлением обнаружили, что новый вид транспорта стал и новым «очагом напряженности» в столице — там периодически вспыхивали стычки между пассажирами. Городской трамвай должен был соединить между собой различные районы Иерусалима. Но получилось так, что трамвай стал тем единственным местом, где встретились жители этих разных районов: евреи и арабы, светские и ортодоксы.

«В следующем году в Иерусалиме!» — более двух тысяч лет евреи всего мира повторяют эту фразу. Город трех религий, сердце еврейского народа — какими только эпитетами не награждали Иерусалим. «Не дадим разделить Иерусалим!» — этот лозунг непременно сопутствует всем предвыборным кампаниям последних лет. Формально Иерусалим считается объединенным с 1967 года. А на деле?

Дорога, соединяющая Иерусалим с Тель-Авивом, гордо названа «Шоссе №1». Однако уже много лет дорога эта — с односторонним движением: из города уезжают молодые и образованные.
Нет почти ничего общего между еврейским кварталом Гива Царфатит и соседним Шуафатом. Восточный Иерусалим — это не просто другой город, это другая страна. Техники электрической и телефонной компаний если и выезжают туда, то исключительно в сопровождении наряда полиции. Да и сами полицейские предпочитают не появляться там без лишней необходимости, а еврейский водитель, случайно сбившийся с дороги и заехавший в один из лагерей беженцев в восточной части города, рискует за это поплатиться здоровьем. Все правительства, как правые, так и левые, говорили о необходимости целенаправленного развития города, инвестиций в арабские районы, интеграционной политики. Но десятилетиями слова так и оставались словами. Между Западным и Восточным Иерусалимом — стена. Не бетонная, не каменная — стена невидимая, но вместе с тем непреодолимая.

Еще одна стена разделяет светский и ортодоксальный Иерусалим. Вражда между ними то затихает, то разгорается с новой силой. Ортодоксального главу города сменяет представитель светского сектора, но это ничего не меняет. Город с колоссальным потенциалом занимает прочное второе место по уровню бедности среди всех городов страны. Дорога, соединяющая Иерусалим с Тель-Авивом, гордо названа «Шоссе №1». Однако уже много лет дорога эта — с односторонним движением: из города уезжают молодые и образованные. Ортодоксальное давление — далеко не единственная тому причина.

Работы в Иерусалиме практически нет, за исключением правительственных учреждений и анклавов хай-тека типа Хар Ха-Хоцвим. Те, кто родились и выросли в Иерусалиме, не видят там своего будущего. Встречи выпускников Иерусалимского университета давно уже проходят в Тель-Авиве, где и проживает подавляющее большинство бывших студентов этого вуза.

Последний удар Иерусалиму нанес развивающийся бурными темпами город Модиин, предлагающий достойное жилье по относительно доступным ценам. В самой столице цены на жилье ничуть не ниже тель-авивских, а вот зарплаты в Иерусалиме не выдерживают никакого сравнения с Тель-Авивом. Некоторые районы Иерусалима понемногу начинают напоминать города-призраки. Квартиры там выкуплены заморскими евреями, наезжающими в Израиль исключительно по праздникам. В остальное же время дома эти пустуют.

Иерусалим — самый «нерусский» город Израиля, процент выходцев из бывшего СССР, выбравших своим местом жительства столицу, никогда не превышал и 15 процентов от общего числа населения города.
Что характерно, Иерусалим — самый «нерусский» город Израиля, процент выходцев из бывшего СССР, выбравших своим местом жительства столицу, никогда не превышал и 15 процентов от общего числа населения города. А ведь еще не так давно Иерусалим по праву претендовал на титул культурной столицы Израиля. Среди прочего, сюда стремилась и русско-израильская интеллигенция. Здесь жил и работал Михаил Генделев, вокруг которого бурлила молодая творческая тусовка, в которую входили Аркан Карив, Антон Носик и многие другие известные личности. Здесь творили авторы легендарного «Беседера» под руковоством Марка Галесника. Ничего из этой творческой атмосферы 90-х в сегодняшнем Иерусалиме не сохранилось.

Израильтяне редко ездят в Иерусалим. Мало кто из уроженцев страны нормально ориентируется в городе. Миллионы евреев со всего мира стремятся побывать здесь, а вот среди выросших в Израиле немало тех, ко ни разу не был в Иерусалиме.

Демографические процессы невозможно повернуть вспять одним взмахом волшебной палочки. Еще несколько десятилетий, и Иерусалим станет таким же религиозным городом, как и Бней-Брак. Светским жителям придется смириться — или покинуть город. Колледжи и хай-тековские офисы сменят иешивы. В Иерусалим будут приезжать изучать иудаизм, но никак не физику и биологию.

Или же, как это всегда было в Иерусалиме, произойдет чудо.

 
 
Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме.
После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца  2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.

Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}