Жизнь по школе
23.12.2011
23.12.2011
23.12.2011
В последнее время в моем окружении я все чаще слышу разговоры о школе. Все дело в том, что в Великобритании ребенка записывают в еврейскую школу чуть ли не до рождения. Я, конечно, утрирую, однако система записи в еврейские средние образовательные учреждения здесь действительно непростая. Чтобы записать ребенка в хорошую школу, надо проживать в «правильном» районе, ходить в «правильную» синагогу и многое другое. Так что сани приходится готовить не летом, а намного раньше.
В Британии есть как частные еврейские школы, так и т.н. faith schools — получающие дотации от государства. В Новом Свете же, в отличие от Соединенного Королевства, до сих пор сражающегося с пережитками социализма, еврейские школы исключительно частные. Стоимость обучения в таких школах в США — от 20 тыс. долларов в год и выше. Сумма немалая, особенно в свете глобального экономического кризиса, оказавшего влияние на доходы каждой отдельной ячейки общества — сейчас далеко не все еврейские родители в США могут позволить себе подобную роскошь. Светские семьи решают этот вопрос следующим образом: дети учатся в хороших государственных школах, а пробел в еврейском образовании призваны восполнить воскресные школы, где обучают азам иудаизма, еврейской истории и культуре. Религиозным евреям в этом плане повезло меньше. Отдать ребенка в обычную светскую школу, работающую по еврейским праздникам, эти семьи не могут.
Когда мы говорим о еврейской школе, мы подразумеваем, что качество преподавания в ней должно быть на высшем уровне. Как же может быть иначе? И действительно, еврейские школы в СНГ — постоянные получатели всевозможных правительственных наград и лауреаты всяческих конкурсов. К примеру, представители местной администрации в Казани всячески обхаживают главу еврейской общины на предмет записи детей в еврейскую школу, которая по праву считается в городе лучшей. Однако в столице России отношение местных евреев к еврейским школам неоднозначное. Московская еврейская интеллигенция по возможности предпочитает школе Липмана знаменитую школу №57. Почему?
Во-первых, выбор еврейских школ в Москве богатством не отличается. Большинство таких школ — религиозные, и это отпугивает ассимилированных москвичей. Откровенно говоря, к уровню преподавания общеобразовательных предметов в этих школах много вопросов. В реальной жизни математика и физика пока еще не менее важны, чем знание еврейских традиций.
Остаются школы светские, коих на всю Москву аж целых две. Москва — город большой, и далеко не у всех родителей есть возможность возить детей в школу Липмана на Юго-Западе или в школу ОРТ на Новослободской. Возят те, кто не хотят отдавать своих детей в нееврейские школы. Неслучайно среди учеников школы Липмана немало представителей кавказской и бухарской общин, а также детей вернувшихся из Израиля.
Говоря о еврейских школах, не могу не упомянуть и тот факт, что процент репатриировавшихся среди выпускников этих школ оставался высоким на протяжении всех лет существования официального еврейского образования в СНГ. Выпускники школы Липмана, к примеру, давно уже проводят свои встречи в Израиле. Не потому ли в последние несколько лет в Израиле так стремятся умертвить программу «Хефциба»?
Помимо того, что они являются кузницей алии, есть у еврейских школ в СНГ еще одна уникальная особенность. Испокон веков еврейская традиция передавалась от дедов к внукам. Однако 70 лет советской власти не прошли даром, и сегодня целое поколение еврейских бабушек и дедушек начисто оторвано от своих корней. Внуки, обучающиеся в еврейских школах, подтягивают за собой и старшее поколение. Когда ребенок взахлеб рассказывает, с каким удовольствием сегодня в классе все дети отмечали Хануку, то и ассимилированные родители волей-неволей начинают использовать пылящуюся в серванте ханукию по прямому назначению.
Справедливости ради хочу сказать, что адресовывать вопросы относительно будущего еврейских школ в странах СНГ исключительно Израилю — неправильно. Россия и Украина так богаты на еврейских меценатов, щедро раздающих пожертвования практически на любые цели, — как в СНГ, так и по всему мир. Только лишь одна цель остается по сей день вне поля зрения этих благотворителей: образование будущего поколения их собственных общин. В Москве, где еврейская община, скинувшись, может построить как минимум второй Кремль, до сих пор нет независимой еврейской школы.
Еврейская школа — это не только образование. Это еще и община родителей, активно участвующая в жизни школы. В моей синагоге большинство прихожан — это как раз родители учеников соседней еврейской школы. Такая модель еврейских общин, созданных вокруг школ, могла бы стать весьма успешным вариантом в странах бывшего СССР. Там, где до сих пор большинство евреев ассимилированы и не могут еще проложить свой путь в синагогу, проложить свою дорогу к еврейской школе будет гораздо легче.
Автор о себе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог. Мнение редакции и автора могут не совпадать |