Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

О «русских» СМИ замолвите слово

16.03.2012

О «русских» СМИ замолвите слово

16.03.2012

На этой неделе я не смог проигнорировать искрометный пост Антона Носика о русских СМИ в Израиле. Особо любопытные могут проследовать по ссылке и ознакомиться как с содержанием поста, так и собственно со статьей, вызвавшей раздражение Антона. Для остальных же попробую подытожить: Антон в свойственной ему манере обложил всех и вся. Мол, уровень русскоязычных СМИ в Израиле ниже плинтуса, работают там, за редким исключением, неудачники, да и вообще прессе на русском языке в Израиле остались считанные деньки. Я не мог обойти эту тему стороной и сейчас собираюсь разложить все по полочкам. Даже и не пытаюсь быть объективным: израильская русскоязычная пресса на протяжении многих лет была не только областью моей деятельности, но и фактически моей жизнью. Поэтому все изложенное ниже касается непосредственно меня тоже.

Взлет русских СМИ, пришелся на 1996 год. В Израиле впервые появились русскоязычные депутаты парламента и министры, а с их приходом как грибы после дождя начали расти русские пресс-службы и PR-агентства. Оформился так называемый «русский сектор». Израильтяне почувствовали: за русскими сила.
Неоднократно слышал утверждение, что качественной и профессиональной русскоязычной прессы вне России существовать просто не может. Но опыт Израиля доказывает как раз обратное. Два примера этому: газета «Вести», выпускавшаяся командой Эдуарда Кузнецова, и израильская новостная редакция канала RTVi вплоть до ее ликвидации. Оба СМИ отвечали высоким профессиональным стандартам и пользовались необыкновенной популярностью и признанием у русскоязычной израильской аудитории. «Вести» были газетой, которую покупали далеко не ради программы русского телевидения. Это была газета, которую не стыдно было взять в руки. Взлет «Вестей», как и всех русских СМИ, пришелся на 1996 год. В Израиле впервые появились русскоязычные депутаты парламента и министры, а с их приходом как грибы после дождя начали расти русские пресс-службы и PR-агентства. Оформился так называемый «русский сектор». Израильтяне почувствовали: за русскими сила. В средства массовой информации на русском языке потекли рекламные бюджеты. Политики, причем далеко не только русскоязычные, почитали за честь попасть в эфир радио РЭКА. У «Вестей» и «Новостей недели» были свои парламентские корреспонденты — неслыханная роскошь для эмигрантской прессы. Кто теперь об этом помнит?..

А какая плеяда прошла через те же «Вести»: Михаил Генделев, Аркан Карив, тот же Антон Носик (статьи про ипотечные ссуды ему не забудут никогда), Наташа Мозговая и многие-многие другие. Где все они теперь? Иных уж нет, а те далече.
 
Вообще, русскоязычная журналистская тусовка в Израиле всегда подразделялась на два лагеря: «юнцы» и «аксакалы». Амбициозные «юнцы» видели в русскоязычной журналистике лишь переходный этап, трамплин, призванный подбросить их к вершинам израильской, а то и мировой журналистики. Как же молоды и наивны мы были! После нескольких лет неудачных прыжков с трамплина народ начал разбегаться кто куда. Кто не хотел менять профессию — уехал. Остальные разбрелись по пресс-службам, рекламным агентствам, отделам продаж и т.п. Остались лишь те, кто не мог или не хотел никуда уходить. Сегодня бывшим «юнцам» уже 40. Ну, а «аксакалы», старая гвардия — все еще там.

Все, кто трудились в новостной редакции «Девятки», мечтали в один прекрасный день уйти работать к «большому брату». Никому не довелось осуществить эту мечту. Стеклянный потолок оказался непробиваемым. Если и есть в Израиле «русское» гетто, то оно, прежде всего, — в средствах массовой информации.
Феномен израильских русскоязычных СМИ — это 9-й канал. Все его ругают — и смотрят тоже практически все. И все хотят появиться в его эфире. Русскоязычные израильские блогеры, это сообщество великодушных и удивительно доброжелательных людей, возненавидели «Девятку» с первых секунд существования. Но стоит кому-то из критиков попасть в эфир канала, как тут же в блоге выкладывается ролик с автором на экране. Новостная служба 9-го канала долгое время располагалась в Наве-Илан, по соседству с новостной службой 2-го израильского канала. Тогда две эти редакции, по странному стечению обстоятельств, даже являлись частью одной структуры. Все, кто трудились в новостной редакции «Девятки», мечтали в один прекрасный день уйти работать к «большому брату». Никому не довелось осуществить эту мечту. Стеклянный потолок оказался непробиваемым. Если и есть в Израиле «русское» гетто, то оно, прежде всего, — в средствах массовой информации. То, что казалось когда-то «юнцам» трамплином в большой мир, на деле оказалось болотом, выбраться из которого невозможно.

Не знаю, насколько уместно сравнивать русскоязычные израильские СМИ с медиа на иврите. Много лет работал и с теми, и с другими. И там, и там есть хорошие профессионалы. Есть хорошие журналисты, но хороших СМИ — нет. Местечковости и непрофессионализма израильским медиа не занимать. Но в СМИ на иврите есть четкие правила журналистской этики. Главное из них — предоставить герою публикации возможность отреагировать на высказываемую критику. А вот у «русских» с журналистской этикой всегда был напряг. «Джинса» и проплаченные статьи — обыденное дело. И никакой реакции.

Вопрос на миллион: долго ли просуществуют в Израиле СМИ на русском языке? Тот факт, что это явление исчезнет окончательно, уже не вызывает ни у кого сомнения, прения идут лишь о сроках. Что до русскоязычных электронных СМИ, то телеканал и государственное радиовещание существуют по сей день благодаря лоббированию русских депутатов, чье будущее напрямую зависит от числа появлений в эфире радио РЭКА и на «Девятке». Пока у политиков сохраняется интерес, будут и вливания бюджетных средств, и протекционистская поддержка со стороны законодательства.

Вопрос на миллион: долго ли просуществуют в Израиле СМИ на русском языке? Тот факт, что это явление исчезнет окончательно, уже не вызывает ни у кого сомнения, прения идут лишь о сроках.
Не раз слышал мнение, что будущее израильской русскоязычной журналистики — в Интернете. И если газетам на русском языке дают совсем не долгий срок, то сайтам пророчат еще 15-20 лет. Боюсь усомниться и в этом оптимистичном прогнозе. Будущее значительной части этих финансово нерентабельных сайтов напрямую зависит от благодушия их хозяев. Исчезнет конъюнктура — отпадет и необходимость содержать собственную площадку для влияния на общественное мнение.

Не хочется говорить за упокой русской журналистики в Израиле уже сегодня. Не хочется сыпать соль на раны тем, кого до сих пор кормит русская пресса. 20 лет назад все мы отказывались верить в то, что окружающим нас израильтянам казалось очевидным: секторальные СМИ обречены. Кто-то отказывается верить в это и сейчас. Это их право. От всей души и без всякого пафоса хочу пожелать, чтобы правы оказались они, а не я.

Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме.
После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца  2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.

Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}