Казнить нельзя помиловать
20.03.2012
20.03.2012
20.03.2012
«Москвичи несут цветы к посольству Республики Беларусь в память о двух казненных по делу о теракте в минском метро». Это сообщение в новостях. Из трех событий, которые полностью поглотили сегодня внимание москвичей, меня волнует только одно. И из трех акций я собираюсь участвовать только в одной.
Блокировать, оплевывать и разрисовывать «Останкино» за фильм против митингующих, а также линчевать энтэвэшников я не пойду. И на митинг в защиту «Pussy Riots» не собираюсь. А к посольству Беларуси схожу обязательно.
Израиль применил смертную казнь лишь однажды. В отношении Эйхмана, который за 20 лет до того, как его 1-го июня 1962 года повесили в тюрьме города Рамле, признавался, что с улыбкой прыгнет в могилу, так как с особым удовлетворением сознаёт, что на его совести миллионы убитых евреев. |
Далее все знают. По Конституции РФ 93-го года казнь существовала, но «носила временный характер». В 99-м был объявлен мораторий вплоть до введения судов присяжных по всей стране. А сегодня казнь то и дело пытаются вернуть, и опросы общественного мнения показывают, что за ее возвращение высказываются до 80 процентов россиян.
Тем временем в Белоруссии она существует...
Хотя «расстрельных» статей в Торе предостаточно, в Талмуде четко определены условия, при которых человека можно приговорить к смерти. Главное из них: в самый момент совершения преступления злодей должен получить предупреждение, что ему положена смертная казнь, и все равно настаивать при этом: я делаю то, что делаю. |
И вот тут возникает единственный случай, когда я слышу аргументы сторонников смертной казни, и они, эти сторонники, вовсе не выглядят мракобесами. На кого угодно они похожи: на чудаков, на неудачников, на святых — но не на мракобесов. Это мои друзья, которые живут на территориях, в Иудее. Их практические аргументы ясны: палестинские террористы получают за убитого еврея пожизненный срок, с комфортом сидят в израильских тюрьмах за счет израильских налогоплательщиков (родственников своих жертв), имеют жен, плодят детей, а потом выходят на свободу по какой-нибудь сделке по выгодному курсу 1 к 1000. И сидя в тюрьме, и выходя на свободу, и меняясь всей тысячей на одного, и готовясь к новому убийству — они открыто хвалятся тем, что убили еврея.
«У Меня отмщение. И Я воздам», — не хуже меня знает мой друг, и, как верующий еврей, разделяет подход, который уклоняется от мести, от обращения к человеческому суду, тем самым предоставляя в полной мере свершиться суду небесному. «Но ведь надо же и рассмотреть границы применения этого подхода! Для морального здоровья общества правильнее казнить убийцу невинных».
В европейском обществе смерть — под запретом. Она — табу. Общество отворачивается от смерти и от казни, как ее апогея. Гуманизм стал удобным лозунгом, и под его развевающимся флагом сосредоточились и успокоились все наши страхи. |
«Они его убили, все было напрасно, все нарпрасно», — сказала после казни сестра расстрелянного в Беларуси «террориста» Ковалева, Татьяна. Правозащитники указывали на большое количество несостыковок в минском деле. В частности, на одежде Коновалова не удалось обнаружить следов взрывчатых веществ. Ковалев не признал себя виновным. В своем прошении о помиловании он писал, что «не виноват в этом чудовищном преступлении, что чист перед людьми и перед Б-гом»...
«Высший суд» — фильм 1987 года, снятый легендарным израильским (в то время рижским) документалистом Герцем Франком. Фильм о приговоренном к смертной казни фарцовщике, бывшем студенте Валерии Долгове, которого подставили, обвинили в убийстве, и он получил вышку. От него отказались все — отец, мать, родственники, друзья. Мать назвала его «идейным врагом» и сказала, что «он получил, что хотел».
Финальная сцена. Вот он сидит в четырех стенах в камере смертников и только пишет и пишет просьбы о помиловании. Борется за жизнь. И восходит на высший суд... Он ждет встречи с отцом. А потом перестает ждать. Он пишет просьбы. А потом перестает писать. Он борется за жизнь. А потом камера пустеет. |
Парадоксальным образом этот самый абсурдный советский суд на наших глазах становился судом Высшим. Долгов, до того момента легкомысленный парень, думавший только о том, как заработать, разбирался со своей совестью. И только надеялся, что ему сохранят жизнь. И никого не обвинял. Хотя вокруг него виноваты были буквально все.
Финальная сцена. Вот он сидит в четырех стенах в камере смертников и только пишет и пишет просьбы о помиловании. Борется за жизнь. И восходит на высший суд... Он ждет встречи с отцом. А потом перестает ждать. Он пишет просьбы. А потом перестает писать. Он борется за жизнь. А потом камера пустеет.
Я смотрела этот фильм, когда училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Ни один человек с нашего курса на месте режиссера не удержался бы от соблазна закончить фильм эффектно и проследить смертника до момента его конца. Франк мог это сделать. Но он поступил иначе. Мы видим Долгова, который пишет просьбы о помиловании, все пишет и пишет, все цепляется и цепляется за жизнь. И вот — пустая камера. Все. Мир избавляется от фарцовщика, неудачника, плохого студента и плохого сына. Просьбы оказались бессмысленными. Пустая камера. Его больше нет. Того, кто цеплялся. Того, кто фарцевал. Того, кто каялся.
Каким-то непостижимым образом несправедливый кафкианский суд перерождался для человека в суд совести...
Автор о себе: Режиссер, сценарист, журналист. Сняла около 30 документалок. Не без международных призов. Нью-Йорк, в частности, признал мою работу «лучшим историческим фильмом». Короткометражка «Один» выиграла в 2011 году на Шанхайском международном кинофестивале. Работала на всех федеральных каналах отечественного телевидения в наши лучшие с ним годы. По базовому образованию логопед. Написаны роман и повесть. Роман «В ночь с понедельника на пятницу» можно выловить в Интернете. Училась в Еврейском университете в Москве. В Израиль езжу каждый год. Как год проходит — подступает тоска, и билет как-то сам покупается: значит, пора. Мнение редакции и автора могут не совпадать |