Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

Свобода начинается в сердцах

06.04.2012

Свобода начинается в сердцах

06.04.2012

Каждый еврейский праздник — это новое осмысление и переживание определенной темы, своеобразный «мозговой штурм», при котором все обычаи и молитвы вплетаются в создаваемую общими усилиями мозаику. Темой пасхальных размышлений, без всякого сомнения, является свобода.

Пасхальная Агада обращается к теме свободы в самых разных ее формулировках. При очевидном понимании свободы, как выхода из порабощения и принуждения, в этот вечер мы задаем совсем не тривиальные вопросы. Свободен ли человек, нуждающийся в пище? Свободен ли тот, у кого нет ни в чем недостатка, но другой человек рядом с ним — нуждается? Может ли еврей быть свободным вне Земли Израиля? Передается ли свобода от поколения к поколению и каким образом?

Это лишь малая часть тех вопросов, которые встают перед участниками пасхального седера. Каждый год мы подходим к Песаху с опытом прожитого года, и старые вопросы встают в новой форме и требуют нового осмысления.

В коллективном опыте прошедшего года понятие свободы занимало важное место. Для многих за прошедший год связь свободы с демократическим характером общества потеряла свою очевидность.

Христианский оппонент заметил, что евреи не выполняют требование Торы следовать за большинством, упорствуя в своем желании оставаться евреями. На это рабби Йонатан ответил, что следование за большинством обязательно лишь там, где есть сомнение, в вещах же несомненных — а такими для еврея являются еврейство и Тора — никакое большинство не может переубедить.
Те, кто видели, как одного за другим свергают тиранов Ближнего Востока, и надеялись на начало новой эры для населения стран этого региона, довольно быстро убедились в своем заблуждении. Лидеры площади Тахрир, борцы с тиранией по результатам выборов оказались в явном меньшинстве и сегодня не могут выступать как реальная политическая сила. При всех различиях процессов, происходивших в арабских странах и в России, между ними можно заметить некоторое сходство. В результате требований честного подсчета голосов и практических усилий в этом направлении количество фальсификаций на выборах президента России было явно меньше, чем на выборах в Думу, но большинство российских избирателей поддержало те силы, которые несли ответственность за фальсификации.

Все чаще слышны голоса о незрелом избирателе, которому рано доверять такое дело, как голосование. В связи с этим вспоминаются уже ушедшие в далекое прошлое идеи типа введения для избирателей имущественного ценза и другие способы нейтрализации несозревшего для демократии гражданина. Разговоры о кризисе демократии стали чуть ли не общим местом — без учета того факта, что ныне демократия буксует там, где раньше ее не было вовсе. Подобные реакции на действительность выглядят, как крик отчаяния и неготовность принять реальность такой, какая она есть.

Избирательное право стало символом равноправия граждан страны, и сейчас уже невозможно вернуться к системе квази-выборов, практиковавшейся в советском прошлом. Но поразмышлять о принципе следования за мнением большинства, о его происхождении и границах применения — самое время.

Нас, разумеется, прежде всего интересует отношение Торы и еврейской традиции к государственной власти: что предпочтительнее — сосредоточение всей власти в одних руках или ее распределение и следование за большинством?

Есть те, кто утверждают, что идеальная власть с точки зрения Торы — это власть одного, монархия. Действительно, единственная заповедь, относящаяся к структуре политической власти, — это заповедь поставить над собой царя. С другой стороны, принцип следования воле большинства тоже зафиксирован в Торе. Слова — «к [мнению] большинства склоняйтесь» — звучат не просто как отдельная заповедь, а как основополагающий и общий принцип.

Заповедь поставить над собой царя — одна из самых необычных. Во-первых, она дана в Торе в форме рассказа («и скажешь: поставлю над собой царя», тогда и «поставь над собой царя»). Когда же еврейский народ захотел выполнить эту заповедь, пророк Шмуэль, вместо того чтобы одобрить и поддержать инициативу, осуждает евреев за то, что они таким образом «оставляют Всевышнего». Более того, Шмуэль подробно описывает все недостатки единоличного правления, при котором польза и удобства одного человека станут тяжелым бременем для общества. Разумеется, заповедь Торы, несмотря на все наши сомнения и вопросы, остается в силе. Просто выполнение этой заповеди с учетом всех необходимых требований (высокие моральные качества правителя, верный настрой народа и т.д.) относится к временам мессианским — эпохе идеального общества с идеальным правителем.

Во времена Храма 14 нисана в Иерусалиме приносилась пасхальная жертва... Это единственное из всех жертвоприношений, в совершении которого участвовали все без исключения, и точно так же сегодня все вовлечены в проведение пасхального седера. В этот вечер решается вопрос человеческой свободы, и поэтому его нельзя доверить ни более мудрым, ни более святым. Каждый должен решить его для себя.
Было бы большой натяжкой провозгласить Тору обоснованием демократии, ссылаясь на то, что она рекомендует следовать мнению большинства. Лишь Ицхак Абарбанель, мудрец и политик XV века, дал всесторонний обзор концепции выборной власти в рамках еврейского мировоззрения.

В противоположность Рамбаму, для которого система власти — важная часть общего мироустройства, Абарбанель видит в самой политической организации общества вещь вторичную, а не принципиальную. Подтверждение этому тезису он находит в форме появления в Торе описания первой еврейской бюрократической иерархии — разделения всего народа на сотни, тысячи и т.д. Она не была ни заповедью Всевышнего, ни инициативой Моше. Тесть Моше, Итро, священник мидьян, посоветовал ему структурировать общество.

Форме правления, которая вторична и не особенно важна, Абарбанель противопоставляет качество правления. Для него право народа выбирать вождей важно как противовес возможной узурпации власти и использованию ее в личных целях. Демократия выступает как противоядие против тех опасностей, о которых предупреждал пророк Шмуэль. Кроме того, и сам Абарбанель вдоволь насмотрелся на их проявления в современных ему реалиях. (Такой трезвый взгляд на демократию созвучен известным словам Черчилля о том, что демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных.)

Откуда берется авторитет большинства? Когда мы рассматриваем большинство и меньшинство как единое целое, большинство становится голосом этого единого целого. Свойства большинства становятся характеристикой всего целого — пока меньшинство согласно считаться частью этого целого.

Но подобная диктатура большинства имеет серьезные ограничения. В тексте Торы намек на это содержится уже в порядке слов: «Не будь с большинством на злое (дело)... к [мнению] большинства склоняйтесь». Признание принципа авторитета большинства начинается с внутренней обязанности не следовать за большинством в том, что является злом, то есть против своей совести.

Евреи всегда, даже живя на своей земле, воспринимали себя как меньшинство, а тем более это касается рассеяния. Рассказывают, что великого мудреца Торы, рабби Йонатана Эйбеншюца, атаковал один христианский оппонент, заметивший, что евреи не выполняют требование Торы следовать за большинством, упорствуя в своем желании оставаться евреями. На это рабби Йонатан ответил, что следование за большинством обязательно лишь там, где есть сомнение, в вещах же несомненных — а такими для еврея являются еврейство и Тора — никакое большинство не может переубедить.

Как любая идея или предмет в нашем мире, принцип следования за большинством успешнее всего действует тогда, когда найдено правильное место для его применения. Естественно принять мнение большинства профессионалов там, где мы не чувствуем себя уверенно. Делать или не делать операцию? Вкладывать или не вкладывать деньги в предприятие? Решение подобных вопросов мы по справедливости доверяем специалистам и полагаемся на большинство экспертных мнений.

Но как можно полагаться на решение большинства среди тех, кто не очень хорошо разбирается в теме? Дело в том, что на выборах властных структур каждый гражданин страны является экспертом. Ведь именно он лучше всех понимает, что такое его собственная свобода — чем и ради чего он готов ее ограничить.

Сейчас нас окружает атмосфера Песаха — ощущение личной причастности к своему народу и, тем самым, — к космическому процессу духовного освобождения. Свобода приобретается не на площадях и не на избирательных участках — при всей важности происходящего там. Свобода начинается в человеческих сердцах. Лучше всего мы можем понять это, проводя пасхальный седер в кругу семьи.
Уникальная связь каждого человека с проблемой свободы нашла свое отражение и в законах Песаха. Во времена Храма 14 нисана в Иерусалиме приносилась пасхальная жертва, памяти о которой так много внимания уделяется на седере в Песах. Это единственное из всех жертвоприношений, в совершении которого участвовали все без исключения, и точно так же сегодня все вовлечены в проведение пасхального седера. В этот вечер решается вопрос человеческой свободы, и поэтому его нельзя доверить ни более мудрым, ни более святым. Каждый должен решить его для себя.

При всех недостатках демократии, вряд ли в обозримом будущем право человека выбирать власть будет у него отобрано. Более того, развитие современных технологий будет лишь усиливать способность неквалифицированного большинства влиять на политическую жизнь страны. Современный политик не принимает решений без изучения опросов общественного мнения. Социальные сети становятся все более реальным политическим фактором. И тенденция эта будет лишь усиливаться.

О недостатках разрушения старых иерархий, которое происходит в мире, можно сказать многое. Мы наблюдаем и усиление популизма, и обращение политиков к недостойным человеческим чувствам: ксенофобии, жадности, мнительности. Но легкость манипулирования общественным мнением, возможно, найдет себе достойный противовес в многообразии источников информации и в ее принципиально иной доступности.

Сейчас нас окружает атмосфера Песаха — ощущение личной причастности к своему народу и, тем самым, — к космическому процессу духовного освобождения. Свобода приобретается не на площадях и не на избирательных участках — при всей важности происходящего там. Свобода начинается в человеческих сердцах. Лучше всего мы можем понять это, проводя пасхальный седер в кругу семьи. Кошерного и веселого Песаха вам, дорогие читатели, достижения внутренней свободы!

 
Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика  важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 
 
 
 

Мнение  редакции и автора могут не совпадать
{* *}