Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Не упоминай в блоге

09.04.2012

Не упоминай в блоге

09.04.2012

Любое упоминание Израиля в Интернете моментально превращается в еврейско-проарабское выяснение отношений. Поэтому каждый, кто осмеливается затронуть эту тему, должен ожидать фонтан «комплиментов» в свой адрес, причем, как правило, с обеих сторон.
 
В иврите есть крылатое выражение: «Одна картина стоит тысячи слов». Применительно к арабо-израильскому конфликту это утверждение далеко не всегда верно. Не обойтись здесь без слов, когда каждая фотография тут же вызывает не только тысячу споров, но и тысячу различных интерпретаций. Человеку, не разбирающемуся в ближневосточной проблематике, одна фотография мало что скажет. Любой сторонний наблюдатель, увидев на фото солдата или полицейского, притесняющего гражданское лицо, автоматически встанет на сторону последнего. Это закон жанра. А дальше уже следуют нюансы, из которых следует, что не всегда мирный житель в этом регионе планеты такой уж и мирный, а облаченный в форму — не обязательно сатрап и душегуб.
 
Любое упоминание Израиля в Интернете моментально превращается в еврейско-проарабское выяснение отношений. Поэтому каждый, кто осмеливается затронуть эту тему, должен ожидать фонтан «комплиментов» в свой адрес, причем, как правило, с обеих сторон. Не обошла эта участь и Рустема Адагамова, автора блога Drugoi. Рустем Адагамов ака drugoi — личность легендарная. Адагамов — один из самых известных блогеров Рунета, имеющий фантастическое количество подписчиков: 75 тысяч (этому числу могут позавидовать многие СМИ). Человек, во многом заложивший стандарты не только российского блоггинга, но и русскоязычной сетевой журналистики. Его журнал «Drugoi» существует более 10 лет. Конечно же, Рустем знал, что повлечет за собой упоминание Израиля, а тем более таких неоднозначных событий, как т.н. «день Земли». Знал, да не доглядел.
 
Мы смотрим на одни и те же фотографии, но видим там совершенно разное. Нам легче произнести эту тысячу слов, чем вглядеться в фотографию. Потому что увиденное может не соответствовать нашему представлению.
Назвав свой пост: «Израильская коса на арабский камень», в качестве первой же иллюстрации он поместил фото, на котором полицейский из Газы ловко молотит полицейской палкой своего же секторального земляка. Читатели же блога, не столь искушенные в ближневосточной атрибутике, приняли этого палконосца за израильского карателя свободолюбивых палестинцев. И понеслось: Drugoi был пригвожден к столбу позора, уличен в фальсификации, нелояльности, несознательности и объявлен врагом народа. К слову сказать, первую фотографию в своем посте Рустем все же поменял. Теперь этот пост открывает фото арабского подростка с флагом в руке. И все довольны.

Рустему Адагамову к произраильской обструкции не привыкать. Ему уже давно следовало бы выдать удостоверение жертвы ближневосточного конфликта. Израильские ура-патриоты не раз предавали его анафеме и требовали бойкота. Кстати говоря, среди сегодняшних комментаторов я с удивлением обнаружил и некоторых из тех, кто рьяно призывал к бойкоту Другого лет пять (а может и больше) назад. Незлопамятные встречаются в Интернете люди, что приятно. Прения вокруг того, кто кого и какой палкой огрел, я оставлю комментаторам в блоге Drugoi, они в этом неплохо поднаторели. Меня этот очередной обмен комплиментами навел на совершенно другие мысли.

Казалось бы, на фоне бурного развития современных СМИ, Интернета, коммуникационных технологий мы, обыватели и потребители контента, должны получать достоверную информацию с мест событий. Хотя некоторые режимы все еще по старинке пытаются наложить свою лапу на свободу прессы, смысла ограничивать СМИ доступ к месту события нет ни малейшего: информация передается через блоги, микроблоги, YouTube. То есть мы с вами должны обладать достоверной и полноценной картиной происходящего. Но этого не происходит — не помогают в этом ни «Твиттер», ни YouTube. Самым показательным уроком стало освещение российско-грузинской войны 2008 года, вероятно, наиболее «медийной» войны современности. Сколько фото- и киноматериалов поступило из района боевых действий! Постоянные прямые эфиры. Но мир так и не знает до сих пор, кто на кого напал, что происходило в Цхинвали до и во время обстрела, а также многое другое.

Если ты находишься в Ашдоде, то любая попытка дистанцироваться от конфликта моментально пресекается выпущенной из сектора Газа ракетой. Очень сложно абстрагироваться, сидя в бомбоубежище.
Ситуация с операцией «Литой свинец» в Газе зимой 2009 года во многом отлична. В Газе была введена информационная блокада. Мнения сторон о происходившем там абсолютно разнятся, что не удивляет. Одни говорят о моральных принципах и чистоте рядов солдат, другие — о гуманитарной катастрофе и преступлениях против человечности. Могло ли там иметь место и то, и другое? Мы не знаем правды. Хотим ли мы эту правду знать? Готовы ли переварить эту правду и посмотреть на картину событий беспристрастно? Мы смотрим на одни и те же фотографии, но видим там совершенно разное. Нам легче произнести эту тысячу слов, чем вглядеться в фотографию. Потому что увиденное может не соответствовать нашему представлению.

Автору этих строк легко рассуждать и анализировать произошедшее в Грузии, не ассоциируя себя ни с одной из сторон. Но когда ты — часть конфликта, достоверные кадры не помогают. Это из Лондона хорошо рассуждать и анализировать, дистанцировавшись от конфликта в прямом и переносном смысле слова. Но если ты находишься в Ашдоде, то любая попытка дистанцироваться от конфликта моментально пресекается выпущенной из сектора Газа ракетой. Очень сложно абстрагироваться, сидя в бомбоубежище.

За последние 10 лет активной жизни израильской русскоязычной блогосферы сформировалась своеобразная группа «блогеров-коршунов». Они слетаются на любое упоминание Израиля в Сети, как на свежую добычу. Угодить им невозможно, они всегда найдут, за что заклеймить любого, посмевшего упомянуть Израиль.
И, тем не менее, несколько слов об израильских комментаторах. За последние 10 лет активной жизни израильской русскоязычной блогосферы сформировалась своеобразная группа «блогеров-коршунов». Они слетаются на любое упоминание Израиля в Сети, как на свежую добычу. Угодить им невозможно, они всегда найдут, за что заклеймить любого, посмевшего упомянуть Израиль. Турист, побывавший в Израиле, посмел поделиться своими впечатлениями — ату его, ату. Известный блогер рассказал о безобразиях в израильском аэропорту — четвертовать его. Блогеры-коршуны абсолютно уверены, что истребляют заразу. На самом же деле они просто обносят всех птичьим пометом — в первую очередь самих же себя. Об этом писал другой, не менее известный блогер, Антон Носик. И тут же был уличен в предательстве. Тот, кто не с нами, тот против нас.

Израиль, как и ближневосточный конфликт, останется в центре внимания еще долгое время. Далеко не все знают, как и когда все это началось. Самое страшное, что сегодня никто не знает, как и когда это закончится. И будут приходить фотографии, полные ужаса, ненависти, злости. И крови. О конфликте продолжат писать и говорить — в том числе и те, кто являются сторонними наблюдателями. Они не обязаны принимать чью-то сторону и могут себе позволить не видеть происходящее в черно-белом свете. Они имеют на это право. Нет никакой необходимости объявлять им за это священную войну. Записывая всех подряд во враги, недолго распугать и друзей.

Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме.
После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца  2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.

Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}