Израиль стал евреем
25.04.2012
25.04.2012
25.04.2012
С детства не люблю массовые праздники. Толпы людей, стандартные речи, шеренги танков, громкая музыка и разные виды массовок не находят отклика в моем сердце. Когда, по причине выполнения каких-либо общественных обязанностей, мне приходилось участвовать в чем-то подобном, окончание любого мероприятия было его самым радостным моментом. Потому единственная приемлемая для меня форма отметить День независимости Израиля — поразмышлять об Израиле и о его месте в моей жизни.
Не буду лишний раз повторять объяснения в любви к Израилю — даже в этой колонке они уже звучали не один раз. Но для меня страна — это место и люди, его населяющие, а вовсе не государство. Не близок мне патриотизм, находящий свое выражение в гордости за разного рода символику, в желании вставать при исполнении гимна или вывешивать флаги. При этом мне не хочется обижать тех, кому это важно, потому что жители Израиля — в моем сердце, вне зависимости от их убеждений и взглядов.
| В перспективе трехтысячелетней истории и бесконечных стараний превратить евреев в более «правильных», попытка создать «нового еврея» не может не настораживать. Кто только ни пытался «исправить» евреев, и редко это кончалось добром. Обычно такое исправление означало, что с «неисправленными» евреями хотят так или иначе покончить. |
Таким образом, в политическом спектре Израиля для меня оказалась близка позиция так называемых несионистских партий. Любить страну и людей, но не путать эти чувства с сопричастностью к государственности, построенной на путаных и зачастую губительных идеях,— такой подход был для меня наиболее естественным и гармоничным.
| Израиль стал евреем. Да, тем самым галутным евреем, от которого он так надеялся убежать, уехав подальше и занявшись земледелием. Оказалось, что именно мозги являются основным залогом еврейского успеха, а не мускулы. Израильские стартапы обогнали по успехам киббуцы. |
Так же опасливо приглядывался Иерусалим, «старое поселение», и к возникшему государству с его неоднозначной идеологией. Было чего опасаться. В перспективе трехтысячелетней истории и бесконечных стараний превратить евреев в более «правильных», попытка создать «нового еврея» не может не настораживать. Кто только ни пытался «исправить» евреев, и редко это кончалось добром. Обычно такое исправление означало, что с «неисправленными» евреями хотят так или иначе покончить.
Но дело не только в привыкании с течением времени. За 64 года в облике страны произошли изменения, которые мало кто мог предвидеть. Маленькое государство, окруженное со всех сторон врагами, смогло не только выстоять, но и добиться поразительных успехов в самых разных областях. Но, возможно, всех этих результатов еврейское государство смогло достичь как раз тогда, когда поняло ложность изначально поставленных перед ним целей.
| Когда под сионизмом подразумевались усилия вытряхнуть из еврея его еврейство, мне хотелось быть как можно дальше от этого явления. Но с тех пор, как антисионизм стал синонимом призыва к уничтожению евреев, даже эпитет «несионистский» кажется мне уверткой. |
Одним из результатов этих изменений стали новые отношения ультраортодоксального еврейства с сионизмом. Если сионист — это тот же еврей, то с ним можно спорить, но можно и соглашаться. Это, конечно, очень обобщенная картина. При детальном анализе между религиозным и нерелигиозным Израилем можно увидеть множество противоречий. Более того, в ближайшие полгода проблема израильских иешив и их учеников будет темой напряженнейших дебатов, которые, по некоторым мнениям, могут поколебать прочность правительства. Но сами эти противоречия во многом — результат возникновения нового израильского самосознания, в котором еврейство становится общим достоянием.
| Пока независимость Израиля воспринимается как свобода от обязательств, возложенных на еврея Б-гом, для меня этот день не воспринимается как полноценный праздник. Независимость от зла, независимость от давления недоброжелателей разных мастей — такой независимости можно было бы радоваться от души. |
И тут важны будут даже не сами слова, а то значение, которое в них вкладывают. Когда под сионизмом подразумевались усилия вытряхнуть из еврея его еврейство, мне хотелось быть как можно дальше от этого явления. Но с тех пор, как антисионизм стал синонимом призыва к уничтожению евреев, даже эпитет «несионистский» кажется мне уверткой.
История устроена так, что каждое событие в ней приобретает тот или иной смысл лишь в контексте его последствий. Каждый год жизни Израиля придает иной смысл событию еврейской истории, произошедшему 64 года назад. Пока независимость Израиля воспринимается как свобода от обязательств, возложенных на еврея Б-гом, для меня этот день не воспринимается как полноценный праздник. Независимость от зла, независимость от давления недоброжелателей разных мастей — такой независимости можно было бы радоваться от души. День независимости в этом году еще не стал для меня праздником. Но по мере моих сил я стараюсь, чтобы в будущем он приобрел именно такой смысл.
Автор о себе:Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнение редакции и автора могут не совпадать |