Навеяно наветами
04.05.2012
04.05.2012
04.05.2012
Совсем недавно весь мир в ужасе обсуждал новость из Египта: вроде бы готовится законопроект, согласно которому муж в течение шести часов после смерти супруги имеет право заниматься с ней сексом. Новость уже опровергли, но, как говорится, осадочек остался.
С одной стороны, вроде бы полный бред. Мало какой психически нормальный мужчина захочет «делать это» с трупом. С другой, норма — вещь крайне относительная. То, что в Европе является уголовно наказуемым (к примеру, педофилия), в некоторых странах исламского мира вполне даже узаконено (в Йемене, например, девочку могут выдать замуж в девять лет). Есть немало свидетельств тому, что ислам вполне допускает поколачивать женщину. А детишек родители с гордостью отправляют учиться взрывать пояса шахидов. Жуть, конечно, вот только ислам появился не вчера, почему же заговорили так активно обо всех этих «страшилках» совсем недавно?
Праведный гнев европейской общественности разделяет, конечно, любой еврей... Но разделяя этот гнев, мы забываем о том, что та же европейская (читай, христианская) общественность начиная с XII века так же искренне верит в кровавые наветы, выдвигаемые против евреев. Причем происхождение их — не меньший фейк, чем нынешние новости из Египта. |
Конечно, исторический контекст у возникновения кровавых наветов и у нынешней плохо сдерживаемой неприязни к мусульманам разный. Да и последствия неодинаковы. Уверенность христиан в том, что евреи распяли Иисуса и теперь с удовольствием сдабривают мацу кровью христианских младенцев, привела к миллионам жертв погромов и крестовых походов, к Холокосту, в конце концов. Но в механизме появления всех этих страшилок есть кое-что общее. Во-первых, любое другое, «инаковое» априори вызывает ужас и неприязнь. Такова суть человеческой природы, и от этого никуда не денешься. Раньше мусульмане были далеко, их инаковость была незаметной и неопасной. Сейчас они здесь, в Старом свете, и это уже повод их не любить. Во-вторых же, Европа всегда умело использовала вопросы веры в своих политических и экономических целях. Борьба с инаковерующими — проверенный способ отвлечь коренное население от внутренних проблем.
Вовсе не мусульмане устроили в свое время Инквизицию, крестовые походы и Холокост. И вовсе не иудеи обращали в свою веру огнем и мечом, а тех, кто не обращался, — сжигали на кострах при большом стечении ликующего народа. Поэтому каждый раз, ужасаясь вместе с остальным миром рассказам о девочках, выданных замуж в девять лет, я стараюсь помнить о мальчике Уильяме из Норвича. |
Может быть, конечно, все это и не так. Вот только историческая логика подсказывает, что (какими бы непонятными и жестокими ни казались нам законы Шариата) вовсе не мусульмане устроили в свое время Инквизицию, крестовые походы и Холокост. И вовсе не иудеи обращали в свою веру огнем и мечом, а тех, кто не обращался, — сжигали на кострах при большом стечении ликующего народа. Поэтому каждый раз, ужасаясь вместе с остальным миром рассказам о девочках, выданных замуж в девять лет, я стараюсь помнить о мальчике Уильяме из Норвича. Ведь, согласитесь, всегда есть вероятность появления Томаса Монмаутского, который превратит частную историю в многовековую кровавую бойню.
Автор о себе: Мои бабушка и дедушка дома говорили на идиш, а я обижалась: «Говорите по-русски, я не понимаю!» До сих пор жалею, что идиш так и не выучила. Зато много лет спустя написала книгу «Евреи в России. Самые богатые и влиятельные», выпущенную издательством «Эксмо». В журналистике много лет — сначала было радио, затем — печатные и онлайн-издания всех видов и форматов. Но все началось именно с еврейской темы: в университетские годы изучала образ «чужого» — еврея — в английской литературе. Поэтому о том, как мы воспринимаем себя и как они воспринимают нас, знаю почти все. И не только на собственной шкуре. Мнение редакции и автора могут не совпадать |