Иудаизм против культа личности
10.05.2012
10.05.2012
10.05.2012
В то же время Лаг ба-Омер — праздник необычный. Его необычность начинается с нетривиальности самой идеи праздника, влекущего людской поток к горе Мерон, зажигающего костры по всему Израилю (уже за неделю надо держать ухо востро, чтобы все картонное и деревянное, что плохо лежит, не было утащено детьми в качестве запаса дров). Историки не дают ответа на вопрос, когда и почему 33-й день Омера стал таким популярным праздником. Хотя мы и вспоминаем в этот день о прекращении эпидемии среди учеников рабби Акивы, свою нынешнюю славу он приобрел лишь вследствие распространения каббалистической книги Зоар. Ответ на вопрос, что именно евреи празднуют в Лаг ба-Омер, звучит странно: мы празднуем годовщину смерти рабби Шимона бар Йохая, автора Зоара. Немного необычный повод для веселья, не правда ли?
Поводы для удивления на этом не кончаются. Уважение к праведнику, мудрецу — вещь понятная. Вся еврейская жизнь прочно связана с письменным словом, поэтому авторы книг заслуженно занимают уникальное место в еврейском обществе. Но имеется вопрос, обязательно возникающий у каждого, кто знакомится с еврейской жизнью как бы извне: не занимает ли почитание ученых и праведников место, которое должно быть отведено вере в единого Б-га? Тора неоднократно предупреждает об опасности поклонения любому творению — от самых высших до самых низших. Нет ли элементов культа праведника в особом отношении к мудрецу?
Запрет идолопоклонства и утверждение монотеизма, помимо описания истинного положения дел в мире, означают установление более высоких требований к морали. Идолопоклонство дает человеку возможность снять с себя ответственность за происходящее.
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы должны вспомнить о еще одном важном аспекте Торы — педагогическом. Махараль из Праги, опираясь на слова Мидраша Раба, утверждал, что Тора дана лишь для того, чтобы очистить творения. То есть в каждой детали Торы нам важно увидеть ее облагораживающее влияние на человека. Не всегда это влияние лежит на поверхности. Выявлению воспитательного эффекта разнообразных заповедей Торы Рамбам посвятил большую часть своего основного философского труда «Путеводитель растерянных». Запрет идолопоклонства и утверждение монотеизма, помимо описания истинного положения дел в мире, означают установление более высоких требований к морали. Идолопоклонство дает человеку возможность снять с себя ответственность за происходящее. Существует тот (или то), от кого все зависит, и мне остается лишь подстроиться к этим властвующим силам, умилостивить их. Вера в единого Б-га — это выбор между добром из злом, поставленный перед человеком. От этого выбора зависит все, что происходит с ним самим. Именно поэтому Тора связывает с идолопоклонством аморальное поведение, а моральные кодексы берутся именно из монотеистических текстов.
Любая идеология хотя и не является идолопоклонством в строгом смысле слова, будучи абсолютизированной, выполняет ту же функцию, что и поклонение идолам: снимает с человека ответственность и подменяет ее принадлежностью к «правильному» мировоззрению.
Вера в единого Б-га — это выбор между добром из злом, поставленный перед человеком. От этого выбора зависит все, что происходит с ним самим. Именно поэтому Тора связывает с идолопоклонством аморальное поведение, а моральные кодексы берутся именно из монотеистических текстов.
Двойственность природы такого преклонения не была скрыта от мудрецов. Пророк Шмуэль был недоволен, когда евреи попросили дать им царя, чтобы их общество было устроено «как у всех» ( о дихотомии, заложенной в еврейской монархии, подробно можно прочитать здесь). Неправильным может стать отношение учеников к своим учителям, когда они, говоря языком трактата «Поучения отцов», «напьются дурной воды».
Жизнь праведника — это его духовный мир: его любовь, его трепет и его вера. А потому и почитание праведника обращено к духовному миру, вследствие чего оно не освобождает человека от ответственности за свои поступки, а, наоборот, ставит перед ним новые требования
Ключ к пониманию места праведника в иудаизме дал сам рабби Шимон бар Йохай, сказав: «Я всего лишь знак». Эти слова подразумевают, что праведник служит моделью, наподобие той, которую представляет собой еврейский царь. Жизнь праведника — это его духовный мир: его любовь, его трепет и его вера. А потому и почитание праведника обращено к духовному миру, вследствие чего оно не освобождает человека от ответственности за свои поступки, а, наоборот, ставит перед ним новые требования.
С таким пониманием сути праведника связано и отношение к его смерти. Для праведника смерть не страшна, поскольку жизнь для него не ограничена материальным существованием тела. День его ухода из мира живых оказывается праздником победы над смертью, преодолением конечности бытия. Радуясь в праздник рабби Шимона, мы изменяем и свою жизнь, вносим в нее ориентиры, чуждые нашей материальной природе.
Давайте веселиться вместе со всем еврейским народом радостью рабби Шимона, это веселье нас по-настоящему обогатит.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнение редакции и автора могут не совпадать |
Михаэль Кориц