Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Чисто еврейское убийство

16.05.2012

Чисто еврейское убийство

16.05.2012

Под окнами жилого дома развлекается компания подростков, лишая покоя и сна всю округу. Жильцы несколько раз звонят в полицию, требуя навести порядок, но стражи порядка игнорируют призывы о помощи. Наконец один из жильцов решает самостоятельно утихомирить компанию. Его убивают под окнами собственного дома на глазах у супруги. Похоже на сцену из жизни одной из стран третьего мира. Но нет — это убийство произошло в спальном районе города Беэр-Шева, что на юге Израиля. Еврейский юноша достает нож и убивает другого еврея — отца двоих детей. И это лишь одна новость из криминальной сводки Израиля последнего времени, едва ли не ежедневно пополняющейся сообщениями о раненых, искалеченных, убитых.

Прочитав эту новость, я испытал настоящий шок. Я не мог поверить, что подобное могло произойти в Израиле. Квартирные кражи, автоугоны, мошенничество всех видов и мастей и даже драки — это было в Израиле всегда. Но чтобы человека убивали под окнами собственного дома? Приехавшие в Израиль 20 лет назад взахлеб описывали не только полные прилавки магазинов и чистые песочные пляжи. «Вы даже не можете себе представить, — писали домой новоиспеченные израильтяне, — но здесь совершенно не опасно ходить по улицам после наступления темноты». Известный бард Юлий Ким, описывая свою жизнь в Израиле в интервью российскому телевидению, рассказывал: «Представляете, поздно вечером я возвращался домой, и мне на пути попалась группа подростков. Что же будет? — с ужасом подумал я, приближаясь к ним. Но подростки меня даже не заметили, поскольку были заняты каким-то своим делом». Для советского человека вернуться домой с ночной прогулки без синяков и разбитой губы было чудесным везением. Но прошло 20 лет, и любой выпуск израильских новостей открывается криминальной хроникой, где все чаще и чаще в качестве преступников фигурируют молодые люди. Что происходит?

Не претендуя на системный анализ, хочу поделиться наблюдениями из своих последних поездок в Израиль. Повсюду группы молодежи, открыто распивающие алкоголь на стоянках, в скверах, на пляжах. В самых страшных своих снах я представить не мог, что увижу подобное в Израиле. Что происходит потом, нет необходимости объяснять никому из тех, кто когда-либо жил в СССР или на постсоветском пространстве. Именно об этом и говорят израильские криминальные сводки последних лет.
Человек, ставший жертвой поножовщины в Беэр-Шеве, повел себя как образцовый гражданин. Он тщетно пытался вызвать полицию, которая так и не удосужилась появиться. И только отчаявшись получить помощь от правоохранительных органов, он решился действовать самостоятельно.

Но еще больше, чем это убийство в Беэр-Шеве, меня поразила реакция израильского общества, а, скорее, ее отсутствие. Да, люди возмущаются, требуют от государства защиты или, наоборот, говорят, что ощущают себя беспомощными. Однако разгул преступности и насилия почему-то не заставляет израильтян активно требовать от правительства срочно принять меры, как это было, например, во время кампании социального протеста прошлым летом. Мне это странно и непонятно. Как любят выражаться мои друзья, «Израиль — это не Швейцария», то есть далеко не самая безопасная страна в мире. Израильтяне гибнут в терактах и во время службы в армии. Но одно дело, когда речь идет погибших от рук врагов. С этим невозможно смириться, но с этим приходится жить. Как жить с гибелью людей от рук бандитов и хулиганов, мне непонятно. Похоже, что израильское общество, никогда ранее не сталкивавшееся с таким уровнем преступности, пока просто не знает, как реагировать.

Израильтяне способны и готовы дать отпор насилию самостоятельно, не дожидаясь прибытия полиции. Если происходит теракт и неподалеку оказываются находящиеся в увольнительной солдаты или просто люди, владеющие огнестрельным оружием, террориста-убийцу уничтожают на месте. Так было во время бульдозерных терактов в Иерусалиме, так было, когда убийца проник в иерусалимскую школу и принялся расстреливать детей. Почему же подобное не происходит в случаях, когда угроза жизни исходит не от террористов, а от хулиганов и уголовников? Почему все чаще и чаще происходят криминальные инциденты, заключающиеся в том, что хулиганье насмерть забивает случайных прохожих?

В отличие от борьбы с террористами, в случае с уголовной преступностью все не так однозначно. Человек, ставший жертвой поножовщины в Беэр-Шеве, повел себя как образцовый гражданин. Он тщетно пытался вызвать полицию, которая так и не удосужилась появиться. И только отчаявшись получить помощь от правоохранительных органов, он решился действовать самостоятельно. Если вы клиент частной фирмы и недовольны ее сервисом, вы можете обратиться к ее конкурентам или выполнить работу самостоятельно. В том случае, если услугу предоставляет государство, сделать это проблематично: власть никогда не позволит вам взять обеспечение безопасности в свои руки. И даже если это государство не в состоянии защитить вас от бандитов, в случае, если вы выйдете из дома с дубиной и переломаете хулиганам кости, эта беспомощная власть необыкновенно резво отправит вас за решетку.

В Израиле, в отличие от США, свободная торговля оружием запрещена. Разрешение на владение оружием выдается, как правило, жителям контролируемых территорий (еврейских поселений), то есть людям, непосредственно подверженным угрозе нападения террористов. Об угрозе нападения уголовников пока никто из законодателей не думал.

Но самое интересное начинается, когда от чтения израильских СМИ я перехожу к непосредственному общению с израильтянами. Отдавая себе отчет в том, что мои выводы и суждения сделаны на основании прочитанного в СМИ, я много говорил с людьми, которые по долгу службы обладают гораздо более полной информационной картиной. Например, с известным и опытным израильским адвокатом. С сотрудником пресс-службы полиции. С бывшими и нынешними оперативными сотрудниками полиции, в отличие от меня знающими ситуацию не понаслышке. С экспертами. Практически все в один голос говорят: резкого скачка преступности в Израиле не наблюдается. Налицо, правда, рост резонансных тяжких преступлений, которые непропорционально широко освещаются в СМИ.

Израильтян вообще сложно чем-либо запугать. Если уж не смогли это сделать взрывы в автобусах и других общественных местах, уголовникам точно не удастся заставить людей бояться.
Кроме того, ни от одного из израильтян, с кем мне довелось общаться, я не услышал, что он или его близкие боится выходить на улицу или отпускать гулять туда своих детей. Хотя и особой надежды на то, что в случае опасности полиция появится вовремя, мои собеседники не питают.

Я долго раздумывал над этим парадоксом, и у меня есть ему лишь одно объяснение. Израильтян вообще сложно чем-либо запугать. Если уж не смогли это сделать взрывы в автобусах и других общественных местах, уголовникам точно не удастся заставить людей бояться.

Все мои израильские друзья сходятся в одном: полиция испытывает кадровый дефицит. Попросту говоря, не хватает сотрудников. Количество полицейских на душу населения в Израиле традиционно было ниже, чем в европейских странах, не говоря уж о США. Кроме того, израильские стражи порядка выполняют абсолютно не свойственные полиции других стран функции, как, например, борьба с террором. Но даже и без того ограниченный штат полиции полиции недоукомплектован. Израильтяне не спешат подвергать опасности собственную жизнь, находясь на службе в ненормированные часы и получая при этом смехотворную зарплату. Еще год назад зарплата начинающего патрульного полицейского составляла немногим более тысячи долларов. Сейчас ситуация несколько улучшилась. Да, в Израиле есть десятки тысяч волонтеров, добровольно помогающих полиции, но пенсионеры и школьники не могут заменить собой профессионально обученных сотрудников.

Одним из средств, позволившим легендарному мэру Нью-Йорка Джулиани победить преступность во вверенном ему городе, стало появление на улицах достаточного количества хорошо обученных и экипированных экипажей полиции, и в этом он не открыл Америку. За последние годы израильской полиции удалось нанести серьезный урон криминальным группировкам, и теперь основным ее приоритетом должно стать обеспечение безопасности граждан.

Положив телефонную трубку в конце последнего разговора, я еще раз зашел на сайт израильских новостей и прочел об изнасиловании, совершенном в самом центре Тель-Авива. Наверное, это преступление раскроют по горячим следам. Не знаю, прибавит ли это гражданам еврейского государства чувства уверенности и безопасности. Но говорить о том, что в Израиле все в порядке и проблемы не существует, уже не приходится.


Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме.
После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.

Мнение редакции и автора могут не совпадать

{* *}