Отвечающие за комплектацию резервистских частей в израильской армии частенько норовят вызвать на сборы большее число солдат запаса, чем это необходимо конкретной части. Наверняка кто-нибудь из вызванных не явится на сборный пункт по уважительной (или не очень) причине, и тогда резервные резервисты (простите за каламбур) окажутся как нельзя кстати. А резервисты — люди подневольные. Получили повестку — пришли. Получили от ворот поворот — отправились восвояси. К чему это я? А к тому, что, понаблюдав за израильскими политиками, я пришел к выводу, что мировую еврейскую диаспору они воспринимают не иначе как солдат-резервистов. Надо — согнали, не надо — распустили. И чтобы заморские евреи ходили исключительно строем и не вздумали перечить командованию.
Побывал недавно в нашем Туманном Альбионе министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман. Среди прочего, не преминул встретиться с еврейской общественностью, что само по себе похвально. Нынешний министр иностранных дел — настоящий ньюсмейкер: что ни визит, то фестиваль. То с госпожой Клинтон перебранку затеет, то объявит выборы в России честными и демократическими. Так что и от нынешнего визита господина Либермана стоило ожидать чего нибудь этакого. И Либерман не разочаровал.
Такой уж мы народ: наши демонстрируют везде и по любому поводу, а уж если случится манифестация против министра иностранных дел Израиля, то без евреев там никак не обойдется. Уж кому-кому, а Авигдору Либерману удивляться этому обстоятельству не стоило.
Начало не предвещало ничего сверхъестественного. Перед зданием, где должна была проходить встреча главы израильского МИДа с народом, выстроились протестующие. И, понятное дело, среди демонстрантов были и наши друзья евреи. Такой уж мы народ: наши демонстрируют везде и по любому поводу, а уж если случится манифестация против министра иностранных дел Израиля, то без евреев там никак не обойдется. Уж кому-кому, а Авигдору Либерману удивляться этому обстоятельству не стоило. Он должен был удивиться, если бы демонстрации не было. А так посмотрел: протестанты на месте, значит, можно идти спокойно общаться с общественностью. Не знаю, кто потянул опытного политика Либермана за язык — высказываться, что он об этих евреях думает. Но даже сказанное в Кремле при товарище Путине и то было удачнее. Авигдор Либерман буквально заявил следующее: евреи — те что в диаспоре — должны не просто поддерживать Израиль. Они должны еще и поддерживать израильское правительство, каким бы оно ни было. И не просто правительство в целом, а еще и отдельных его, с позволения сказать, членов. Не больше, не меньше.
В мире бытует миф о том, что все евреи поддерживают Израиль. Сами евреи хорошо знают, что это не более, чем миф. Колоссальному количеству евреев совершенно нет дела до того, что происходит в Израиле: у них другие заботы. Есть и евреи, которые в целях собственного самоутверждения находятся в первых рядах борцов за права человека, готовые бороться исключительно за права меньшинств в Израиле. На борьбу за права в других странах у них уже не хватает сил. Но все же в общей своей массе диаспоральные евреи конечно же за Израиль, а уж никак не против. А многие еще и активно Израиль поддерживают.
Поддерживать легко, когда Израиль на гребне популярности. К примеру, израильские спасатели первыми открыли полевой госпиталь для пострадавших от землетрясения на Гаити, и все ходят и бьют себя в грудь: вот ведь какие мы! Такое, признаюсь, бывает нечасто. Бывает, приходится и краснеть, когда то или иное израильское правительство садится в очередную лужу. Что ж, любишь кататься — люби и саночки возить. В большинстве случаев Израиль приходится поддерживать в условиях, мягко говоря, некомфортных. Например, в университетских кампусах во время пропалестинских демаршей. Или когда все телевизионные каналы с утра до ночи транслируют кадры, где израильская военщина досаждает несчастным и угнетенным палестинцам. Попробуй выйди на митинг в поддержку Израиля в центре Лондона, когда там неделю беснуются сотни арабских демонстрантов. Но люди выходят. Сотни тысяч. В Лондоне, Париже, Торонто, Нью-Йорке. Поверьте мне на слово: последнее, о чем все эти евреи думают в это время, — это об израильском правительстве.
Евреи диаспоры не ахти как подготовлены к роли резервистов, особенно в плане муштры. И хотя некоторые израильские политики вслед за Людовиком XIV возомнили, что «государство — это я», встречаясь с еврейской общественностью за рубежом, стоит быть готовым услышать и иную точку зрения.
Хотя, наверное, из некоторых окон правительственных кабинетов в Иерусалиме так и кажется: вот они, наши резервистские дивизии, вышли на марш. Сейчас развернем их в нужном нам направлении и дадим соответствующую команду. Но евреи диаспоры не ахти как подготовлены к роли резервистов, особенно в плане муштры. И хотя некоторые израильские политики вслед за Людовиком XIV возомнили, что «государство — это я», встречаясь с еврейской общественностью за рубежом, стоит быть готовым услышать и иную точку зрения.
Правительства приходят и уходят, а Израиль остается. И если будет надо, евреи диаспоры снова, кряхтя и причитая, пойдут поддерживать Израиль несмотря ни на что. И неважно, восхваляют ли они при этом нынешнее правительство или терпеть его не могут. Не правительства ради. А уж разменивать поддержку диаспоры на поддержку отдельных израильских министров — это уж совсем мелковато... Даже если речь идет о такой крупной фигуре, как Либерман.
Автор о себе:
Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.
Мнение редакции и автора могут не совпадать |
Семен Довжик