Казалось бы, в Израиле достаточно проблем, о которых следует и даже необходимо высказываться депутатам Кнессета: от иранской угрозы до социального неравенства. Но если пробежаться по новостям за последнее время, может сложиться впечатление, что в израильском парламенте проходит месячник под флагом сексуальных меньшинств. И вовсе не потому, что над зданием Кнессета реет многоцветный флаг ЛГБТ-сообщества. Флаг там все тот же, бело-голубой. Просто отдельных израильских депутатов как-то особенно остро взволновала эта тема, что побудило их во всеуслышание поделиться собственными измышлениями на этот счет.Тон задала депутат Кнессета от партии «Наш дом Израиль» Анастасия Михаэли, заявившая, что гомосексуалисты — это несчастные люди, подвергавшиеся в детстве насилию и кончающие жизнь самоубийством в 40 лет. Не давая обществу расслабиться, спустя несколько дней Михаэли заявила в интервью газете «Маарив», что лесбиянки — это несчастные женщины, в молодости прошедшие через аборт. Диву даешься, откуда у бывшей манекенщицы из Санкт-Петербурга и многодетной матери столь обширные познания по этой теме.
Пример оказался заразительным, от Михаэли решил не отставать и депутат Кнессета от партии «Национальное единство» Ури Ариэль. Не вдаваясь в психологические нюансы прошлого и будущего представителей сексуальных меньшинств, Ариэль просто и с мужской прямотой заявил, что израильской армии не стоит призывать в свои ряды гомосексуалистов, поскольку те (согласно Ариэлю) отрицательно влияют на обороноспособность. К слову сказать, Ариэль призывает лишить тягот армейской службы лишь так называемых «открытых геев» — тех, кто не скрывает свою ориентацию. Геев «закрытых» (по Ариэлю), то есть ориентацию не подчеркивающих, призывать на военную службу можно и нужно.
Не очень понятно, что заставило г-жу Михаэли высказываться на тему сексуальных меньшинств именно сейчас. В отношении того, почему Ури Ариэль выбрал именно этот момент, догадки строить гораздо легче — ведь совсем недавно на официальной странице Армии обороны Израиля в Facebook была опубликована фотография двух солдат мужского пола, держащих друг друга за руки. Фото это, что называется, произвело фурор в Интернете.
Да, претензии по отношению к евреям и гомосексуалистам у Гитлера были совершенно разные, но, тем не менее, не стоит забывать, при каких обстоятельствах мы оказались в одной компании.
Отношение к представителям сексуальных меньшинств в Израиле давно уже не является проблемой — и это несмотря на то, что
позиция ортодоксального иудаизма по этому поводу — строгая и однозначная. Тель-Авив был даже признан в 2011 году «мировой столицей геев». Уж не знаю, как насчет статуса столицы, но в том, что геям в Тель-Авиве живется хорошо и спокойно, может убедиться каждый, кто хоть раз побывает в этом замечательном приморском городе. К слову сказать, в Тель-Авиве живут и десятки, если не сотни, геев из Палестинской автономии, сбежавших от физической расправы.
Гей-парад в Тель-Авиве давно уже превратился из политической манифестации в праздничный карнавал, на котором представители сексуальных меньшинств сами находятся в меньшинстве среди тель-авивцев и гостей этого города. Хотя именно в Тель-Авиве в 2009-м убийца в маске зашел в общинный гей-центр и открыл стрельбу по подросткам, убив двоих. Убийцу не нашли до сих пор.
Размышляя на эту тему, невозможно не упомянуть тот факт, что евреев и геев поставил на одну доску Адольф Гитлер, призывавший уничтожать и тех и других. Да, претензии по отношению к евреям и гомосексуалистам у Гитлера были совершенно разные, но, тем не менее, не стоит забывать, при каких обстоятельствах мы оказались в одной компании. Но есть и еще одна связь.
В странах, где гонения на представителей нетрадиционной ориентации практикуются до сих пор, и сексуальному большинству несладко приходится — но совсем уже по другим причинам.
Когда-то, достаточно давно, показателем здоровья общества служило отношение к евреям. Существовали общественные нормы, согласно которым негативные высказывания о евреях считались признаком дурного тона. С тех пор прошло много лет, мир сильно изменился. И теперь лакмусовой бумажкой состояния общества становится отношение к секс-меньшинствам. Спорить на эту тему можно до хрипоты, но вот интересная закономерность: в странах, считающих себя цивилизованными, вопрос отношения к геям давно уже снят с повестки дня. К ним относятся точно так же, как и ко всем остальным людям. И вот ведь какая штука — в этих странах приятно жить, причем далеко не только геям. А в странах, где гонения на представителей нетрадиционной ориентации практикуются до сих пор, и сексуальному большинству несладко приходится — но совсем уже по другим причинам.
Мое личное отношение к представителям сексуальных меньшинств четкое и однозначное — я к ним не отношусь. Вместе с этим я — типичный представитель мужской части моего поколения, родившегося в Советском Союзе, а в нашей среде гомофобные настроения распространены гораздо сильнее, чем у наших сверстников из других стран. Чего греха таить — я и сам, несмотря на свои либеральные взгляды, люблю раз-другой пропустить анекдот с гомофобским душком. Что поделать — советское воспитание не раздавишь пальцем. Да и ничего крамольного в этих анекдотах нет. Но вот если попытаться заменять в этих шуточках синонимы слова «гей» на «жид», сразу становится не по себе.
От анекдотов к реальности. В мире активно обсуждается вопрос легитимизации однополых браков. После того момента как нынешний президент Соединенных Штатов Америки решится поддержать эту законодательную инициативу, это де-факто станет нормой во всем цивилизованном мире. Но спешу успокоить противников однополых браков в Израиле: уверен, что еще долгое время вам совершенно нечего опасаться. В Израиле вот уже более двадцати лет безуспешно пытаются найти решение проблемы бракосочетания для сотен тысяч граждан, не имеющих возможности вступать в брак по законам Галахи. Так что до однополых браков дело дойдет еще ох как не скоро.
Проблем в Израиле действительно немало. Но уж что касается отношения к секс-меньшинствам, то по этому критерию еврейское государство смело можно зачислять в семью цивилизованных стран. Несмотря на периодические средневековые словесные экзерсисы, допускаемые отдельными депутатами Кнессета.
Автор о себе:
Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.
Мнение редакции и автора могут не совпадать
|