Вот уже месяц новостные ленты по всему мируежедневно вспоминают фильм «Невинность мусульман» и его автора, Накулу Басера Накулу. Сначала новости были страшные: гибли люди. Сейчас — все большеабсурдные. Но весь этот сюжет, как мне кажется, должен заставить нас с вамизадуматься. И не только о том, с какой жестокостью мусульмане реагируют наоскорбления. Скорее, о том, почему мы, евреи, не реагируем на схожие оскорбления вовсе. Вот вам другой сюжет: «Мышонок Фарфур покинул телеканал. Его “убил” Израиль». Такимизаголовками пару лет назад пестрили палестинские СМИ. Несчастное животное —герой цикла детских передач «Палливуда» («Пионеры будущего») телеканала «Аль-Акса».По сюжету, малыша держат в израильских застенках, пытают и издеваются над ним.Зверек крайне походил на Микки Мауса, американцы возмутились: мол, караул,персонажа украли. Палестинцам пришлось мышонка «убить». «Убили» концептуально,не выбиваясь из общих задач антиизраильской пропаганды.
Из той же программы: пчелка Нахуль больна, ей срочно нужна медицинская помощь.«Злые израильтяне» не пускают насекомое в Израиль, пчелка, конечно, с трудом,но выживет. А вот осадочек, как говорится, останется. Палестинцы не стесняются— герои детской программы впрямую призывают маленьких зрителей бороться за делоосвобождения Палестины и убивать израильских детей.
Гордо не замечая антисемитскую ересь, мы тайком тяжело вздыхаем и стараемся стыдливо забыть обиду. В лучшем случае Кнессет заявит что-то невнятное, в худшем — мир вообще не узнает ни о Тади, ни о турецких киношедеврах, ни о палестинских теледостижениях.
|
Еще один сюжет — уже для взрослых: иранский режиссер Парвиз Шейх Тади снимаеткартину «Охотник Шаббата». В ней израильский дедушка-раввин учит своегомаленького внука убивать арабов. Фильм исполнен такого животного антисемитизма,что возмутил даже иранских парламентариев. Потом его пытались пристроить намеждународные кинофестивали. Никто не взял. Зато другой картинойнерукопожатного в мире режиссера Тади на прошлой неделе в Москве открылась Неделяиранского кино.
Или вот вам еще картинка: в прошлом году в День памяти жертв Холокоста в Турциивыходит фильм «Долина волков — Палестина». Герой его — агент турецкихспецслужб, который отправляется в Израиль. Задача у турецкого Бонда простая:уничтожить военнослужащих ЦАХАЛа, «нападавших на флотилию свободы». Известныйштурм корабля «Мави Мармара» в фильме выглядит так: израильские солдатыврываются на палубу, паля во всех без разбору, после чего с наслаждениемдобивают раненых.
Это лишь несколько «киношедевров», которые выходят на сопредельных с Израилем территориях.Что уж говорить об антисемитских фильмах, книгах и газетах, которые несложнонайти, например, в России: прямо у Кремлевской стены вы без труда обнаружитебойких дедушек, торгующих подобной литературой. Впрочем, я сейчас не о набившемоскомину антисемитизме. Как писал Наум Коржавин, «ну кто не знал, что на землебессмертна глупость». Я о другом.
Я уверена, что большая часть читающих эту колонку знает, кто такой Накула БасерНакула, но сейчас впервые услышала о Парвизе Шейхе Тади. Беда в том, что оНакуле знает уже весь мир, а о Тади только он сам и несколько продвинутыхкинокритиков. Это ведь тоже сюжет, и не менее разрушительный. Когда в датскихгазетах появились карикатуры на пророка Мухаммеда, мусульмане в едином порывебросились защищать своего святого. Они точно знали, что делать: они свою обиду— вполне, кстати, с моей точки зрения, обоснованную — перенесли наиболеездоровым с психологической точки зрения образом. Они ее направили вовне, всеммиром восстав против врага – оскорбившей их чувства европейской цивилизации.Другой вопрос, что методы их нам глубоко не близки. Но сама реакция довольноправильная: оскорбились, объединились, восстали.
Религиозные израильтяне ненавидят государство Израиль, израильская молодежь ходит на митинги в защиту палестинцев... Нет большего врага Израиля, чем сам Израиль. Нет большего антисемита, чем еврей, которого с детства лупили за крючковатый нос и смешную фамилию.
|
Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда обижают нас с вами. Гордо незамечая антисемитскую ересь, мы тайком тяжело вздыхаем и стараемся стыдливозабыть обиду. В лучшем случае Кнессет заявит что-то невнятное, в худшем — мирвообще не узнает ни о Тади, ни о турецких киношедеврах, ни о палестинскихтеледостижениях. Мы прячем обиду глубоко в сердце, словно стесняясь вынести еена суд публики. Реакция, более характерная для русской интеллигенции: ответитьна оскорбление гордым молчанием, поскольку дуэли давно отменили. Беда в том,что каждая сложенная в сердце обида, каждая невыпущенная агрессия, каждая ранаразъедает нас самих изнутри. Так мальчишка, которого обижают одноклассники, нерешается ответить на оскорбления. А по ночам никак не может заснуть от злости.Он злится на обидчиков, на себя, на родителей, которые не способны защитить егоот жестокости мира. Он злится и не спит, раздираемый этими внутренними обидамии противоречиями. Так же и мы с вами ворочаемся в бессильной ярости, направляяее друг на друга, а не на прямого обидчика.
Один мой знакомый израильтянин как-то сказал мне: «Нет больших антисемитов, чемизраильтяне». И действительно: религиозные израильтяне ненавидят государствоИзраиль, потому что оно мешает им ждать Мошиаха, израильская молодежь ходит намитинги в защиту палестинцев, израильские политики то отдают «территории», спомощью полиции выселяя оттуда собственных граждан, то потом опять рвутся ихзавоевывать. Нет большего врага Израиля, чем сам Израиль. Нет большегоантисемита, чем еврей, которого с детства лупили за крючковатый нос и смешнуюфамилию.
Я вовсе не призываю израильтян громить посольства стран, в которых снимаютсяантисемитские фильмы. Во-первых, это, как говорится, не наш метод, во-вторых, веврейском государстве не осталось бы ни одного целого иностранного посольства, посколькуантисемитские фильмы снимаются повсюду. Каждому морду не набьешь. Ноизраильтяне и не заявляют о своей обиде, не требуют, чтобы You
Tube удалял оскорбительные видео, чтобы авторов этихсюжетов судили за разжигание межнациональной розни, не проводят акции протеста,привлекая внимание мировых СМИ. Мы проигрываем информационную войну, смущенноотворачиваясь от обидчика. А накапливающуюся агрессию выпускаем друг на друга,пожирая самих себя изнутри. Я вовсе не призываю громить иностранные посольства.Я хочу, чтобы мы перестали ненавидеть самих себя за неумение ответить обидчику.Ведь их дети всегда будут ненавидеть наших детей — их этому учат в школах идетсадах. Поэтому нашим детям нужно обязательно любить друг друга.
Автор о себе: Мои бабушка и дедушка дома говорили на идиш, а я обижалась: «Говорите по-русски, я не понимаю!» До сих пор жалею, что идиш так и не выучила. Зато много лет спустя написала книгу «Евреи в России. Самые богатые и влиятельные», выпущенную издательством «Эксмо». В журналистике много лет — сначала было радио, затем — печатные и онлайн-издания всех видов и форматов. Но все началось именно с еврейской темы: в университетские годы изучала образ «чужого» — еврея — в английской литературе. Поэтому о том, как мы воспринимаем себя и как они воспринимают нас, знаю почти все. И не только на собственной шкуре. Мнение редакции и автора могут не совпадать |
Алина Ребель