В наше время любой уважающий себя политик обязан советоваться с политтехнологами. Их заказывают из-за границы, как футбольных тренеров, ими гордятся, как маркой часов. Зачастую мы видим в избирательных кампаниях, построенных на основе рекомендаций таких специалистов, лишь промывку мозгов, поставленную на профессиональный уровень, и извращение демократии. Но есть в этом явлении и позитив: политики вынуждены считаться с позициями общества. Любая попытка привлечь на свою сторону голоса вынуждена подстраиваться под объективно существующую ситуацию, сверяться с тем, чего хотят избиратели.У политиков есть традиция интересоваться опросами общественного мнения, заставляющая взглянуть на события политической жизни по-новому. Теперь они не только влияют на будущее страны, но и отражают состояние общества в настоящее время. К выводам, которые стоят за поступками опытных политиков, у меня намного больше доверия, чем к их предвыборным обещаниям. То, что политик обещает перед выборами, может оказаться очень далеким от его реального поведения после избрания, но вот в том, что он хочет быть избранным и преуспеть, можно не сомневаться. А значит, политические шаги и решения намного лучше отражают изменения в обществе, чем многочисленные аналитические статьи. Когда-то стремление победить любой ценой воспринималось как цинизм, но сейчас от политика мы все чаще ожидаем не приверженности идеалам, а профессионализма.
Для Либермана присоединение к «Ликуду» — вещь естественная: это возвращение домой. Либерман — соратник Нетаниягу, вместе с ним он создавал «новое лицо» «Ликуда» в 90-е годы. Превращение Либермана в самостоятельного игрока было лучшим ответом на ситуацию, сложившуюся в конце 90-х в израильской политике.
|
Разумеется, и у государственных руководителей всегда есть немало личных причин и побуждений для того или иного решения. Например,
разрушение Гуш-Катифа в нашей памяти прочно связано с проблемами перед законом у Шарона и его сыновей — по краткой формуле «глубина отступления соответствует глубине следствия». Но решающую роль в процессе размежевания сыграли все же не марионеточные действия Шарона, а надежда большинства израильтян избавиться наконец от головной боли — миллиона арабов Газы. Прошло немного времени, и стало очевидно, что разрушение Гуш-Катифа проблему не только не решило, но лишь усугубило ее, приведя к созданию террористического государства, однако большинство избирателей крепки именно задним умом.
Давайте посмотрим под таким углом зрения на последнее крупное политическое событие израильской политической жизни — объединение «Ликуда» и партии Либермана. Для Либермана присоединение к «Ликуду» — вещь естественная: это возвращение домой. Либерман — соратник Нетаниягу, вместе с ним он создавал «новое лицо» «Ликуда» в 90-е годы. Превращение Либермана в самостоятельного игрока было лучшим ответом на ситуацию, сложившуюся в конце 90-х в израильской политике.
Надо сказать, что не всегда израильские правые партии казались естественными союзниками религиозных и не всегда они были идеологически ближе к религиозному крылу, чем левые. Жаботинский и его последователи были настроены более антирелигиозно, чем сторонники Бен-Гуриона — как бы ни хотели убедить нас в обратном
Моше Фейглин и его соратники в «Ликуде». Да и идеи социализма тогда казались значительно ближе к Торе, нежели сегодня.
В 1952 году правительство, сформированное социал-демократической МАПАЙ, отстаивало Шаббат как общенациональный день отдыха, а выходцы из ЛЕХИ (прадедушки нынешнего «Ликуда»), борясь с этим, подложили бомбу в дом тогдашнего министра транспорта
Давида Пинкаса, представителя религиозной партии. Сюрреалистическая картина на современный взгляд, особенно учитывая, что один из террористов, писатель
Амос Кенан, стал затем левым радикалом.
На выборах 1992 года «русских» обманули, как провинциалов, поддавшихся на пустые призывы и ничего не стоящие обещания. В результате «русские» голоса оказались в кармане у левого лагеря и сыграли свою роль в трагедии соглашений Осло.
|
С тех пор утекло много воды. Политический «союз Торы и труда» — партий «Авода» и МАФДАЛ — распался еще 20 лет назад. Менахем Бегин, и сам симпатизировавший еврейской традиции, в 70-е годы открыл для себя электоральный потенциал в сефардах, выходцах из мусульманских стран, для которых уважение к Торе и еврейским мудрецам стоит намного выше, чем у основной массы ашкеназских евреев. Так или иначе, в израильской реальности к началу 90-х соединение правых взглядов и уважение к традиции стало нормой. Однако большая алия 90-х смешала все карты.
На выборах 1992 года «русских» обманули, как провинциалов, поддавшихся на пустые призывы и ничего не стоящие обещания. В результате «русские» голоса оказались в кармане у левого лагеря и сыграли свою роль в трагедии соглашений Осло. Но буквально через несколько лет убеждения новых граждан Израиля сформировались, и они сами определили свое место — правее центра в арабо-израильском конфликте и на крайнем левом фланге в отношении религии. Антирелигиозная позиция приехавших из бывшего Союза была не только результатом атеистической пропаганды, впитанной в детстве. Проблемы подтверждения еврейства, смешанных браков и даже гастрономические привычки превращали представителей религиозного мира в естественного противника для русскоязычной алии. Новый электоральный кусок казался лакомым многим, но там, где потерпели провал
Щаранский с русской партией и
Томми Лапид с ненавистью к религиозному засилию, именно Либерман, обладающий немалым демагогическим талантом, построил прочную политическую силу —
НДИ. Так что же заставляет его от этой силы отказаться?
Сам Либерман утверждает, что решение о техническом присоединении к «Ликуду» было принято два месяца назад. Дата эта не случайна: именно тогда было достигнуто решение по одной из ключевых для НДИ проблем — призыву учащихся иешив. Проблема, разумеется, не сводилась к тем лозунговым формулам, которыми ее прикрывали. Речь шла о том, можно ли достичь компромисса между потребностями армии и ее способностью безболезненно адаптировать харедимную молодежь. Консенсус был найден, и уже
начался процесс создания новых боевых частей, в которых будут проходить службу солдаты-харедим. Возвращение Либермана в «Ликуд» означает, что, по его оценке, большинство избирателей НДИ готовы к прагматическим решениям и компромиссам. Русская алия уже отказалась от радикальной позиции, удовлетворить которую может лишь разрушение религиозной компоненты государства Израиль.
Антирелигиозная позиция приехавших из бывшего Союза была не только результатом атеистической пропаганды, впитанной в детстве. Проблемы подтверждения еврейства, смешанных браков и даже гастрономические привычки превращали представителей религиозного мира в естественного противника для русскоязычной алии.
|
Формирование большого правого блока, в основе которого заложен поиск компромисса в отношении религии, не сводится лишь к прагматике, у него есть глубокий духовный смысл. В еврейском законе важно фактическое соблюдение заповедей, но не только это. Принципиальной границей для многих вопросов оказывается причина, по которой человек нарушает заповедь. Лишь когда он принципиально предпочитает некошерное мясо кошерному, то есть когда нарушение становится самоцелью, он противопоставляет себя еврейству (исключением из этого принципа является нарушение Шаббата, но и там переход границы дозволенного определяется публичным характером нарушения). Блок религиозных и тех, кто относится к иудаизму лишь как к традиции, пусть не обязательной для выполнения, но своей, — это объединение на основе уважения к Торе.
Если расчет политиков оправдает себя, то мы получим право говорить о завершении абсорбции большой алии.
Серьезные изменения произошли не только с харедимным миром и русской алией. Изменилась и фразеология левого лагеря: темы Осло и смерти Рабина сегодня напоминают спущенный воздушный шарик. Лидеры левых партий напряженно ищут лозунги, которые найдут отклик у избирателя, поэтому предвыборные сюрпризы еще не закончились.
За последние годы произошли
серьезные изменения облика Израиля, буквально на глазах формируется его новое лицо. Пока что мы можем лишь предполагать, каким именно оно будет. Через три месяца в зеркале выборов отразится истинный облик страны.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
Мнение редакции и автора могут не совпадать
|