В жизни случаются неожиданные повороты. Мог ли я вообразить, что мне когда-нибудь доведется отстаивать правоту Шимона Переса? Выступление президента Израиля на открытии еврейского музея в Москве, в котором он поблагодарил Россию за тысячелетнее гостеприимство и за сохранение еврейской идентичности в Черте оседлости, вызвало бурные отклики. Если бы не операция «Облачный столп», начавшаяся через несколько дней после этого выступления, думаю, до сих пор склоняли бы дедушку Переса, забывшего историю. Руководитель «Сохнута» Натан Щаранский выразил протест против слов президента Израиля, вспомнив эпоху, когда в России было запрещено проживание евреев, разнообразное антисемитское законодательство, а также борьбу евреев СССР за право на репатриацию. Даже обычно сдержанный в своих комментариях президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский на этот раз не удержался от намеков на старческий маразм израильского президента.
Надо сказать, что Шимон Перес не впервые попадает в ситуацию, когда его слова воспринимаются как проявление неадекватности. При этом все, кому довелось общаться с ним лично, обращают внимание на его ум и образованность. Когда-то в Израиле даже была шутка о том, что новые книги издают для того, чтобы Пересу было чем блеснуть. Вполне возможно, и это выступление Переса относится к слишком книжным и оторванным от политической реальности.
Значит ли, что, благодаря за тысячелетнее гостеприимство, мы забываем, что в течение большей части этого периода евреям было запрещено жить в России, да и остальные годы были вовсе не безоблачными?! Вовсе нет. Ясная память о египетском рабстве отнюдь не противоречит благодарности за временный приют.
|
Действительно, в еврейских источниках мы сталкиваемся с парадоксальным требованием испытывать благодарность за любое гостеприимство, пусть даже далекое от радушия. Написано в Торе: «Не гнушайтесь египтянами, ведь вы были чужестранцами в их стране». Как всем известно, тяжесть египетского рабства еврейский народ вспоминает до сих пор. На самом деле, это не просто эмоциональное отношение к хозяевам, имеющим странные представления о гостеприимстве. Речь идет о законе, регулирующем право человека, принадлежащего к народам мира, присоединиться к евреям. Моавитяне и аммонитяне были строго отделены Торой от евреев за то, что пытались помешать им дойти до Земли Обетованной. В отличие от них, по отношению к египтянам такое ограничение распространялось лишь на три поколения. Причина, как сказано выше, заключается в проявлении своеобразной благодарности за жизнь в Египте, при всех ее тяготах.
Соотносима ли благодарность с исторической «амнезией», забвением плохого? Значит ли, что, благодаря за тысячелетнее гостеприимство, мы забываем, что в течение большей части этого периода евреям было запрещено жить в России, да и остальные годы были вовсе не безоблачными?! Вовсе нет. Ясная память о египетском рабстве отнюдь не противоречит благодарности за временный приют. Тора воспитывает в нас умение смотреть на вещи в их целостности, не боясь разнообразия точек зрения, даже если это может показаться противоречивым.
Первая из попыток осмысления сложного клубка русско-еврейских отношений была сделана
рабби Шнеуром-Залманом, основателем ХАБАДа, годовщину освобождения которого из Петропавловской крепости (19 кислева по еврейскому календарю) мы отмечаем как раз в эти дни. Негативное отношение русских властей к евреям в случае рабби Шнеура-Залмана проявилось на деле. Дважды он был арестован по обвинениям в антигосударственной деятельности. В первый раз он был обвинен в симпатиях к Наполеону, во второй — в оказании финансовой помощи жителям враждебной в то время России Оттоманской империи. При этом, как известно, в ходе Отечественной войны 1812 года рабби Шнеур-Залман безоговорочно принял сторону России, призвав своих хасидов к оказанию помощи ее армии. Нередко цитируют письмо рабби Шнеура-Залмана, в котором он указывает, что победа России «принесет евреям страдания, но они насладятся связью и соединением своих сердец с Небесным Отцом». На первый взгляд, можно было бы трактовать такой подход как принцип «чем хуже, тем лучше», то есть, что сами страдания окажут очистительное духовное воздействие. Но другие источники позволяют увидеть в словах рабби Шнеура-Залмана иную позицию.
При всех противоречиях и трагических страницах истории, духовные основы двух народов сохраняли связь между собой. Мессианские теории Москвы как третьего Рима и народа-богоносца перекликаются с еврейской мечтой о Земле Обетованной и концепцией избранного народа.
|
Самое раннее свидетельство русофильской позиции хасидского лидера мы находим, как ни странно, в протоколах допросов, проведенных во время его первого ареста. К слову, эти документы — очень интересный исторический материал. Они дошли до нас на трех языках: иврите, французском и русском (по причине отсутствия в то время переводчиков с иврита на русский). Вопросы следствия большей частью были посвящены идеологическим основам хасидского учения, поскольку власти опасались появления «сект». Рабби Шнеур-Залман в своих ответах делает упор прежде всего на аспекты молитвы.
Основным препятствием для хасидов, самоотверженно занимавшихся молитвенным служением, оказалась коррумпированная структура еврейского самоуправления, существовавшая в Польше, когда должности раввинов благодаря связям или богатству занимали люди этого недостойные, которые препятствовали неторопливым молитвам прихожан. Присоединение части Польши к России в результате разделов Речи Посполитой и отмена остатков еврейского самоуправления возвратили евреям возможность молитвенного служения. Возможность полноценного служения Всевышнему оказывается для мудреца и праведника намного более существенной ценностью, чем административная независимость.
С тем, как рабби Шнеур-Залман видел духовный смысл происходивших событий, можно познакомиться подробнее, прочитав письмо его сына и преемника,
рабби Дов-Бера, в котором тот излагает мысли своего отца. Не вдаваясь в тонкости каббалистического анализа событий, приведенного рабби Дов-Бером, достаточно сказать, что противостояние России и Франции, Александра и Наполеона трактуется в этом письме как скромность и упование на Б-га, противостоящие эгоизму и заносчивости.
Несоменно, рабби Шнеур-Залман видел в русском народе большую духовную силу и позитивное начало. Как же это совмещается с темными страницами русско-еврейских отношений?
Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к обсуждению отношения Торы к египтянам. Анализируя отношение Торы к двум враждебным евреям народам — египтянам и моавитянам — мудрецы Мидраша пытаются разобраться, в чем причина разницы касающихся их предписаний. Вывод: моавитяне, по совету известного персонажа Пятикнижия пророка Билъама (Валаама) пытались привести евреев к духовной гибели, а со стороны египтян была лишь угроза физического истребления. То есть, более мягкое отношение к египтянам (ограничение их вхождения в еврейский народ лишь тремя поколениями) является следствием того, что, даже будучи врагами иудеев, они не покушались на духовное содержание еврейства.
Черта оседлости оказалась не только инструментом подавления еврейства, но и местом формирования еврейской самобытности. Духовная составляющая русской культуры, внешне борясь с еврейством, в результате помогла ему не изменить самому себе.
|
Возможно, это дает нам ключ и к пониманию русско-еврейских отношений. При всех противоречиях и трагических страницах истории, духовные основы двух народов сохраняли связь между собой. Мессианские теории Москвы — Третьего Рима и народа-богоносца перекликаются с еврейской мечтой о Земле Обетованной и концепцией избранного народа (и при этом сформулированы в схожих терминах). Еврейство подавлялось, дискриминировалось, но тем самым сохранялось. В этом смысле Черта оседлости оказалась не только инструментом подавления еврейства, но и местом формирования еврейской самобытности. Духовная составляющая русской культуры, внешне борясь с еврейством, в результате помогла ему не изменить самому себе.
Все это во многом дела давно минувших лет. С тех пор произошли серьезные общественные изменения — как во всем мире в целом, так и в отношениях между отдельными народами. Сегодня евреи могут вести традиционный образ жизни, не боясь преследований. Отсутствует антисемитизм на государственном уровне, хотя находятся и такие, кто возводит против евреев обвинения (кто — за построение советской власти, а кто — за ее разрушение). С другой стороны, лишь время покажет, сохранилось ли что-то из черт, которыми рабби Шнеур Залман охарактеризовал Россию: упование на Б-га и скромность.
Открытие Еврейского музея и центра толерантности в Москве — важное событие для еврейской общины России. Для многих евреев большой современный музей, оснащенный по последнему слову техники, станет предметом гордости. С другой стороны, согласно
закону Паркинсона, «административное здание может достичь совершенства только к тому времени, когда учреждение приходит в упадок». От того, в какой степени удастся наполнить духовным содержанием еврейскую жизнь в России, зависит и будущее еврейской общины, и дальнейшее развитие русско-еврейских отношений. То, что первым масштабным мероприятием, проведенным в новом здании, стало празднование освобождения рабби Шнеура-Залмана, дает надежду на устойчивые перспективы.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
Мнение редакции и автора могут не совпадать
|