Избирательная кампания в Израиле постепенно набирает обороты. Игроки уже выстроились в ожидании, хотя не все еще сумели сформулировать, чем именно их партия отличается от конкурентов. «Жанр» нынешних выборов далек от триллера, поскольку мало кто сомневается в победе объединенного списка «Ликуда»–Либермана и правого блока в целом. Поэтому предвыборная кампания проходит в духе комедии положений, когда воспринимаемые избирателями с большой долей иронии политические фигуры пытаются создать новые мизансцены. После череды неожиданных расколов и союзов левее «Ликуда» и правее МЕРЕЦа образовалось четыре (а вместе с новопровозглашенной «русской» партией — пять) списка, каждый из которых, как огня, боится называть себя левым и гордо именуется центристским. И дилетанту ясно, что для центра (то есть для части политического спектра, не имеющей четкого идеологического позиционирования) этого количества многовато. Поэтому главы этих партий напряженно ищут понятные и привлекательные темы, которые можно будет использовать в наступающий период предвыборной агитации.
Как тут не вспомнить о старом проверенном оружии — вопросе о призыве в армию учащихся иешив? Опрос общественного мнения, проведенный на прошлой неделе по заказу партии «Кадима», ясно обозначил эту тему, как наиболее перспективную для привлечения общественного внимания.
Проблема призыва учащихся иешив в ЦАХАЛ обсуждается в Израиле уже десятки лет. Иногда создается ощущение, что она настолько удобна для политиков, что и решение, которое сняло бы ее с повестки дня, никому не нужно.
|
Яир Лапид не придумал ничего лучшего, чем обратиться в Верховный суд с протестом против правительственного решения о введении альтернативной гражданской службы для ультраортодоксальной молодежи. По словам Лапида, это постановление ведет к неравенству разных категорий граждан перед законом.
Проблема призыва учащихся иешив в ЦАХАЛ обсуждается в Израиле уже десятки лет. Иногда создается ощущение, что она настолько удобна для политиков, что и решение, которое сняло бы ее с повестки дня, никому не нужно. Одни могут привычно и бездумно кричать о «засилии паразитов», другие — спасать иешивы от уничтожения, причем и у тех и у других под рукой имеются лозунги, которые обязательно приведут людей на избирательные участки.
Как часто бывает в политике, за лозунгами стоит реальная проблема, которая, однако, совсем не совпадает с предметом споров. Не о равном распределении обязанностей идет речь, такое распределение всегда различно. Особенно удивительно слышать требование равенства из уст Лапида, доблестно служившего на армейской радиостанции.
Проблема заключается вовсе не в том, могут ли харедим служить в армии. За последние десятилетия они уже доказали свои боевые способности, служа в батальоне «Нецах Йегуда». Успех проекта «Шахар», позволяющего сделать опыт учебы в иешивах полезным для освоения необходимых в армии технических специальностей, делает возможным рассматривать мир харедим как полезный для ЦАХАЛа человеческий ресурс.
Основной вопрос состоит в том, способна ли армия принять харедим. Когда выдвигают демагогический лозунг о необходимости введения поголовного призыва, забывают упомянуть важную деталь: как именно будут проходить службу юноши, повседневный быт которых сильно отличается от армейских стандартов.
Представители харедим опасаются, что открытость секулярному миру разрушит вековые устои их общества. Нерелигиозные же слои не в меньшей мере страшит неизбежная перспектива изменения демографического баланса в пользу харедим и, как следствие, возникновения в будущем государства, построенного на религиозном законе, государства Галахи.
|
Разумеется, никто не ищет во время военной службы комфорта, но понятно, что в современной армии немалая часть ресурсов направлена на создание атмосферы, обеспечивающей поддержку эмоционального состояния солдат (с помощью как воспитательной работы, так и развлечений). Для «типичного» солдата ЦАХАЛа обычным развлечением была поездка на эйлатский курорт и расслабление при помощи компьютерных игр в редкие часы досуга. В харедимном же батальоне для поддержания духа солдат необходимыми оказываются более строгое соблюдение законов кашрута, молитва и изучение Торы. Понятно, что организация для них соответствующего порядка жизни создает армейскому руководству дополнительную головную боль. Пока речь шла о единицах, армия позволяла себе слегка пренебречь их интересами, но если встанет вопрос о призыве тысяч, проблему — хочешь не хочешь — придется решать.
Поэтому до определенного времени армейское руководство было заинтересовано в том, чтобы призыв юношей-харедим не носил массового характера. Ортодоксальное общество смотрело на службу в ЦАХАЛе настороженно, создавая условия желающим освободиться от нее — чтобы защитить подрастающее поколение от неизбежного антирелигиозного давления армейской среды. Военное начальство тоже не слишком переживало из-за невозможности поставить харедим под ружье.
Затем начался период взаимных проверок. В ЦАХАЛе появились специальные харедимные части, служить в которые шла слегка отбившаяся от рук молодежь из харедимных семей. Ортодоксальная община оценивала, насколько служба в армии повлияет на отношения солдата с миром Торы. Армия проверяла, есть ли польза от солдат с бородами, в кипах и цицит.
Необходимость вести себя в этом долгом и щекотливом процессе крайне осторожно имела под собой серьезные основания. Речь шла о будущем Израиля. Представители харедим опасаются, что открытость секулярному миру разрушит вековые устои их общества. Нерелигиозные же слои не в меньшей мере страшит неизбежная перспектива изменения демографического баланса в пользу харедим и, как следствие, возникновения в будущем государства, построенного на релнигиозном законе, государства Галахи.
На наших глазах в израильском обществе формируется структура отношений еврейского народа со своей верой. И подобной структуры еще не было в нашей истории. Израильская армия стала лабораторией, где это новое явление проверяется на прочность.
|
Взаимные опасения существуют давно, но, похоже, рубикон уже перейден и в обществе складываются новые отношения. Взамен оговоренного при основании государства «статуса-кво», суть которого состоит в выделении для религиозных отдельной социальной ниши, возникает структура симбиоза, в основу которой положена взаимная польза и сотрудничество сторон. Когда после окончания курса молодого бойца программы «Шахар» празднуют завершение трактата Талмуда, изучавшегося параллельно, не вызывает удивления, что в иешивах Бней-Брака на видном месте вывешивают объявление, что студент, не явившийся по повестке на призывной пункт, будет исключен из учебного заведения.
Путь предстоит еще долгий, на нем будет возникать немало конфликтов, ведь фундаментальные общественные перемены затрагивают многих людей и сами основы существования социума. Предстоит сделать немало конкретных шагов для минимизации возможных ошибок на этом пути. Так, решение правительства о введении альтернативной службы для армии облегчает абсорбцию харедимных солдат, а самим юношам — переезд из иешивы в казарму. Попытки политиков выдвинуть популистские лозунги и набрать очки на уже теряющей актуальность теме вряд ли принесут им большой успех. На наших глазах в израильском обществе формируется структура отношений еврейского народа со своей верой. И подобной структуры еще не было в нашей истории. Израильская армия стала лабораторией, где это новое явление проверяется на прочность.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
Мнение редакции и автора могут не совпадать
|