Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

Различать черты будущего

28.12.2012

Различать черты будущего

28.12.2012

Каждый раз в декабре начинаются споры, крики и экскурсы в историю праздника.  Весь русскоязычный еврейский мир сотрясается, разделенный на сторонников и противников новогодней елки. Но по крайней мере один из обычаев этого сезона евреи могут «адаптировать» без особых сомнений: подведение итогов и анализ текущих событий. Ведь каждый день, говоря словами книги Зоар, «делает свою работу» и потому в своей уникальности завершает старый цикл и начинает новый.


Любому человеку нелегко ощущать себя представителем меньшинства. Стремление присоединиться к большинству живет в нас независимо от мировоззрения и принципов. Мы живем и чувствуем, учитывая мнения других людей, создаем себе референтную группу, без которой не можем обойтись.

«Вы малые из всех народов», — говорит Тора. В иудаизме отсутствует стремление обратить всех в свою веру: нет ни миссионерской экспансии христианства, ни исламской мечты о постепенном овладении миром. Но еврей, этот носитель принципа меньшинства, упрям в своем нежелании ассимилироваться. Недаром это упрямство не раз оказывалось неожиданным сюрпризом для окружающего «коренного населения» — так случилось с Магометом, так же произошло и с Лютером.

В новом состоянии мира можно увидеть несомненную победу принципов уважения к личности, корни которых восходят к словам Торы о создании человека «по образу Б-га». Диктаторы, пришедшие к власти под лозунгами уважения прав личности, в наше время уже не могут чувствовать себя так же свободно, как тираны прошлого столетия, апеллировавшие к высшему авторитету государства.
Наше время гораздо терпимее относится к индивидуальности, непохожести, чем прошлые века. Понятие «другого» лежит в основе современной философии, политкорректность сдерживает социальное давление на индивидуума. Современный человек запросто может вести себя эксцентрично или необычно одеваться, поэтому еврей, идущий по современному мегаполису в своем традиционном костюме, не особенно выделяется на общем фоне. Значительно труднее пренебречь чем-то, что находится в центре общего внимания, будь то политика или новые гаджеты. Наверное, поэтому некоторым евреям труднее отказаться от празднования Нового года, чем от некошерной еды. Каждый раз в декабре начинаются споры, крики и экскурсы в историю праздника. Весь русскоязычный еврейский мир сотрясается, разделенный на сторонников и противников новогодней елки. Но по крайней мере один из обычаев этого сезона евреи могут «адаптировать» без особых сомнений: подведение итогов и анализ текущих событий. Ведь каждый день, говоря словами книги Зоар, «делает свою работу» и потому в своей уникальности завершает старый цикл и начинает новый.

Если попытаться оценить то новое, что принесла нам жизнь, можно заметить, что в происходящих вокруг нас событиях много необычного. Качественные изменения в последнее время произошли не только в мире технологий, но и в вербальной сфере. Лозунги, призывающие к демократии и протестующие против тирании, теперь с легкостью используют при насаждении режимов, попирающих права личности. Защитой слабых прикрывают поддержку насилия, а борьбой за свободу называют ограничение прав других людей. Это новое состояние мира легко охарактеризовать как лицемерие и фальшь, недаром стало модным ругать политкорректность, а упоминание о свободе личности — считать признаком манипуляции сознанием. Но, с другой стороны, в этом новом состоянии мира можно увидеть несомненную победу принципов уважения к личности, корни которых восходят к словам Торы о создании человека «по образу Б-га». Диктаторы, пришедшие к власти под лозунгами уважения прав личности, в наше время уже не могут чувствовать себя так же свободно, как тираны прошлого столетия, апеллировавшие к высшему авторитету государства. Последние события в Египте живо иллюстрируют произошедшую в мире перемену.

В еврейской жизни эта двойственность тоже нашла яркое выражение. Сейчас уже нет сомнений в том, что еврейству удалось восстать из пепла Катастрофы. Мы не можем не скорбеть об уничтоженном еврейском мире Восточной Европы, но у современного еврейства есть немало таких достижений, о которых в прошлом не могли и мечтать. Принято жаловаться, что «теперь уж мы не те», сетовать, что уж нет «того религиозного еврейства», «тех хасидов», «тех праведников». Но по сути эта ностальгия беспочвенна. Когда мы говорим об исчезновении какого-то явления, мы просто не придаем значения тому новому, что зарождается и возникает на наших глазах. Некорректно оценивать новые явления при помощи устаревших мерок.

Все ли нации достаточно ответственны для того, чтобы во благо использовать право самостоятельно решать свою судьбу? Каждый ли голос из народа должен быть принят во внимание? Подобные вопросы, совсем недавно воспринимавшиеся как заблуждения скованного предрассудками и косностью разума, вдруг вновь обрели право на жизнь.
Сегодня мы стали свидетелями того, что евреи в большинстве стран мира могут жить, не стесняясь своего еврейства. Изучение Торы, как никогда в истории, приобрело массовый характер, возможности для соблюдения ее заповедей оказываются настолько широкими, что раньше о таком и мечтать было невозможно. С другой стороны, оказалось, что ненависть к евреям, официально провозглашенная неприемлемой и даже запрещенной, вдруг, неожиданно для многих, нашла для себя новые формы проявления. Ни для кого уже не новость, что международные организации предъявляют еврейскому государству особые, специально для него созданные требования. Всего неделю назад мы услышали официальные заявления европейских дипломатов о том, что строительство еврейских домов в Иерусалиме является противозаконной колонизацией. Обвинение в фашизме, направленное против евреев, стало уже не уделом коммунистической пропаганды, а общим местом воззрений европейской элиты. Можно и нужно с этим аргументированно спорить, но невозможно не задаться вопросом: откуда и как мог возникнуть и распространиться такой заведомо необъективный и несимметричный взгляд на участвующие в арабо-израильском конфликте стороны?!

Если войны прошлого столетия, когда достижения технического прогресса были обращены против человечества, поколебали веру в его (прогресса) абсолютную благотворность, то нынешняя ситуация заставляет многих пересмотреть свою позицию, поддерживающую идеи демократии и либеральных ценностей. Если эти идеи оказываются обращенными против собственных истоков, то, может быть, они не так уж и безупречны? Все ли нации достаточно ответственны для того, чтобы во благо использовать право самостоятельно решать свою судьбу? Каждый ли голос из народа должен быть принят во внимание? Подобные вопросы, совсем недавно воспринимавшиеся как заблуждения скованного предрассудками и косностью разума, вдруг вновь обрели право на жизнь.

В атмосфере всеобщей паники, охватившей в том числе и евреев, Всевышний обращается к ним со словами утешения: «Сыновья мои, не бойтесь. Все, что Я сделал, Я сделал ради вас... Пришло время вашего избавления». Это важный ключ для анализа происходящих событий: научиться различать черты будущего преобразования мира в направлении добра и гармонии.
Возможное осмысление такого перехода лежит, на мой взгляд, в более глубоком понимании сути развития человечества. Иудаизм дал миру идею построения мессианского общества, общества справедливости и гармонии. Идея эта легла в основу христианской цивилизации, при этом на первый план вышла борьба добра со злом. В конечном итоге борьба эта должна увенчаться окончательной победой добра и наказанием зла. Поэтому усиление зла, притворяющегося добром ради достижения своих целей, воспринимается как кризис света и победа тьмы. Несомненно, идею грядущего истребления зла можно найти и в еврейских источниках. Но намного более заметное место в них занимает концепция возвышения сотворенного мира и реализации потенциала добра, заложенного в каждом из творений.

Хочу завершить эти заметки отрывком из мидраша Ялкут Шимони, который Любавический Ребе вспоминал 22 года назад, когда весь мир с напряжением следил за развитием событий в Персидском заливе. В мидраше рассказывается о войнах, которые будут вестись в преддверии прихода Мошиаха, когда, среди прочих событий, «владыка Персии ссорится с владыкой арабов» — что звучит очень актуально на фоне усиливающегося шиитско-суннитского конфликта. И вот в атмосфере всеобщей паники, охватившей в том числе и евреев, Всевышний обращается к ним со словами утешения: «Сыновья мои, не бойтесь. Все, что Я сделал, Я сделал ради вас... Пришло время вашего избавления». Это важный ключ для анализа происходящих событий: научиться различать черты будущего преобразования мира в направлении добра и гармонии.

На иврите слово «шана», обозначающее «год», родственно слову «шинуй» (изменение). От какого бы дня вы ни отсчитывали год, пусть он будет полон изменениями к лучшему, духовно насыщеннее и счастливее, чем предыдущий. 


Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика  важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 

Мнение  редакции и автора могут не совпадать
{* *}