Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

Тайна свободы

25.03.2013

Тайна свободы

25.03.2013

Странная это вещь — свобода... Почти всегда успех на пути к ней чреват новым и неожиданным порабощением. Пережившим воодушевление начала 90-х памятно очарование наступающей свободы и разочарование после ее достижения. Как ни парадоксально, но разочарование — или в самой свободе, или в ее неожиданных результатах — объединяет как сторонников власти, так и ее разнообразных оппонентов. Судя по дошедшим до нас воспоминаниям, подобный процесс пережили и современники революции 1917 года. Энтузиазм Блока умерило сожженное имение. Совестливых сторонников справедливости — подавление Кронштадтского восстания. А приход к власти нового класса партийной бюрократии положил конец радостному энтузиазму той части населения, которая предвидела, чем все это закончится. Даже пламенные марксисты, не желавшие менять своих убеждений до конца жизни, понимали — что-то пошло не так, как они ожидали. Завоеванная свобода оказывалась призрачной не только в России — ведь и Великая французская революция пожирала своих детей, как сказал один из ее лидеров, Жорж Дантон. 


В еврейском взгляде на мир основные идеи сконцентрированы в законах и заповедях, поскольку именно практические действия позволяют закрепить абстрактные идеи в душе человека. В самой известной еврейской молитве, «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»), речь идет не только о вере в единого Б-га, но и об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Основатель ХАБАДа, рабби Шнеур-Залман, объясняет эту связь тем, что человек обязан не только вспомнить это событие, но и как бы заново выйти из ограничений, в которых он сейчас пребывает. Для преодоления этих ограничений необходимо вспомнить о единстве Всевышнего, не связанного никакими ограничениями. Провозглашение этого единства и размышление о нем помогают нам преодолеть границы и стать свободными. Но если это так, почему невозможно освободиться окончательно, а необходимо читать молитву «Шма» дважды в день, утром и вечером? Достигнутое человеком вчера состояние свободы зависело от его вчерашних возможностей, а в дальнейшем ее рамки становятся тесными и их опять надо преодолевать.

Освобождение из Египта десятки раз упомянуто в Торе, но всюду оно фигурирует не как память об историческом событии, а в качестве экзистенциии и чувственного переживания. Поэтому в Песах мы не просто вспоминаем о свободе, но живем в атмосфере свободы.
По-видимому, нечто подобное происходит и на пути обретения политических и социальных свобод. Пока мы боремся за конкретные требования, в самом сведении понятия свободы к изменению структуры общества заложен будущий конфликт. Провозглашенное в 1917 году в России освобождение трудящихся от эксплуатации и социальное равенство породили всеобщее порабощение граждан страхом перед террором властей и судебным произволом, а освобождение от государственного регулирования экономики несколько десятилетий спустя вызвало массовое обнищание и расслоение общества.

Если свобода так обманчива, если она не более чем постоянно исчезающая реальность, то не преувеличивает ли общество ее ценность? Может быть, это еще один миф, который в свое время будет развенчан?

Разумеется, можно утешать себя тем, что хотя идеальной свободы добиться невозможно, важен процесс приближения к ней и достигнутые на этом пути победы. Можно сравнить борьбу за свободу с борьбой добра и зла в душе человека, которую обязан вести каждый. Хасидское учение, призванное направлять людей в усилиях по достижению торжества доброго начала, советует не отчаиваться от невозможности полностью победить зло в человеческой душе. «Возможно, для этой борьбы ты и сотворен», — утешает нас автор Тании.

Наступающий праздник Песах может дать гораздо более обнадеживающий ответ на этот вопрос. Праздник этот дает нам ощущение свободы, как неотъемлемой части нашего существования. Все детали пасхального седера организованы вокруг создания атмосферы свободы: каждый его участник должен почувствовать себя так, «как будто освободился из египетского рабства». Основа этих законов и обычаев — в уникальной формулировке важнейшей заповеди пасхального седера: «И расскажешь своему сыну в тот день: ради этих [заповедей] сделал мне Б-г [чудеса], когда я выходил из Египта». Освобождение из Египта десятки раз упомянуто в Торе, но всюду оно фигурирует не как память об историческом событии, а в качестве экзистенциии и чувственного переживания. Поэтому в Песах мы не просто вспоминаем о свободе, но живем в атмосфере свободы.

Уникальность заповеди рассказать в пасхальный вечер о выходе из Египта этим не ограничивается. Это единственная среди заповедей, обязательных во все времена, выполнение которой осуществляется, когда звучит рассказ об Исходе.

Лишь когда человеческая мысль направлена на темы, ее достойные, она становится источником свободы. Именно это услышал Моше из горящего куста: свобода была обретена еврейским народом, когда он направился к горе Синай, «чтобы служить на этой горе».
В еврейских книгах обладание речью упоминается как уникальная характеристика человека на фоне других творений. Но что именно в способности говорить можно выделить как наиболее «человеческое»? Когда-то такой компонентой считалась способность речи быть средством коммуникации. В последние десятилетия биологи находят в природе все больше примеров общения животных при помощи звуков. Уникальной для человека остается функция, выполняемая речью в процессе мышления, — способность к обобщению, абстрагированию.

Слова, в которых ты идентифицируешь себя с далеким предком, преодолевают временные и пространственные ограничения. Не это ли — проявление «образа Б-га», по которому человек сотворен, способность к абстрактному мышлению, позволяющая выйти за любые границы, уподобляющая его абсолютно безграничному единому Б-гу? Но этот потенциал свободы, данный каждому человеку, может быть растрачен впустую. Лишь когда человеческая мысль направлена на темы, ее достойные, она становится источником свободы. Именно это услышал Моше из горящего куста: свобода была обретена еврейским народом, когда он направился к горе Синай, «чтобы служить на этой горе».

Уже на протяжении четвертого тысячелетия своей истории эту тайну свободы еврейский народ передает своим детям во время каждого пасхального седера. Пусть в этом году мы обретем всю полноту свободы и наступит долгожданное избавление! Веселого вам и кошерного Песаха!

Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика  важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 

Мнение  редакции и автора могут не совпадать
{* *}