Множество исследователей, как западных, так и отечественных, с интересом изучают различные аспекты современной еврейской жизни на просторах бывшего СССР. Странно только, что никто из них пока не взялся за исследование такого феномена, как «Лимуд». Наверное, отложили его на потом, как все хорошее: ведь в качестве объекта изучения «Лимуд» бесконечно интересен и социологу, и культурологу. Еще бы: за каких-то семь лет из авантюрной и практически обреченной на провал идеи «Лимуд» стал самым успешным еврейским проектом на территории от Калининграда до Владивостока. Но гораздо интереснее то, что своим успехом «Лимуд» опроверг большинство самых распространенных стереотипов относительно еврейской жизни в странах СНГ.
Стереотип первый — о невозможности использования на постсоветском пространстве возникших на Западе моделей. Сколько твердили о том, что никакие заокеанские фишки не приживутся на каменистой почве еврейской жизни СНГ. Мол, что американскому или европейскому еврею хорошо, то российско-украинскому — цорес. Ан нет: «Лимуд» — чисто западный продукт, но пришелся русскоязычному еврейскому народу по душе. Концепция образовательной конференции, придуманная более 30 лет назад в Англии, нашла свой, пусть и особенный путь на постсоветском пространстве. Идея научно-образовательной конференции оказалась самым правильным форматом для привлечения молодой, интеллектуальной и в большинстве своем не аффилированной в еврейской общине аудитории. Казалось бы, все ясно: тяга к знаниям и любовь к самообразованию прививались советскому народу из поколения в поколения. Однако никакой другой еврейский проект не смог подобрать ключик к этому ларцу, а удалось это лишь «Лимуду».
За каких-то семь лет из авантюрной и практически обреченной на провал идеи «Лимуд» стал самым успешным еврейским проектом на территории от Калининграда до Владивостока. Но гораздо интереснее то, что своим успехом «Лимуд» опроверг большинство самых распространенных стереотипов относительно еврейской жизни в странах СНГ.
|
Стереотип второй — о том, что все еврейские проекты в России и Украине должны быть изначально профинансированы добрыми дяденьками, поскольку наладить систему фандрайзинга в СНГ невозможно. Это правда: годами (если не десятилетиями) людей приучали к халяве. Ханукальная вечеринка, семинар на выходных в загородном пансионате, поездка в Израиль — все бесплатно, только приходи. Но пришел «Лимуд» и сказал: за все хорошее надо платить. И оказалось, что именно в СНГ люди готовы платить за качество и за уровень. Участие в «Лимуде» платное, и исключений не делается никому. «Лимуд» — это не социальный проект. Как следствие, с годами среди участников стало меньше студентов. Целевая аудитория проекта — люди 27-45 лет, то есть те, кто в состоянии заплатить семь тысяч рублей за проживание и питание.
Но если есть семьи, испытывающие сложности с оплатой, то помощь приходит от самих лимудников. Публикуется сообщение в Фейсбуке, и каждый дает, сколько может. «Каждый дает столько, сколько может» — это, пожалуй, основной принцип фандрайзинга «Лимуда», выкристаллизовавшийся с годами. Потому что постепенно участники первых «Лимудов» становятся его донорами. На предыдущем московском «Лимуде» максимальная сумма пожертвования, внесенная участником, составляла 30 тысяч рублей. В этом году тот же участник пожертвовал уже 50 тысяч, но это была уже лишь третья по величине сумма. Московский «Лимуд» в этом плане стал моделью и для «Лимудов» в регионах, и для других еврейских проектов.
Еще немного о составе участников. «Лимуду» вполне уместно было бы дать кодовое название «Отцы и дети». Потому что с годами вслед за активными лимудниками стали подтягиваться и их родители. Им тоже стало интересно! Родители, в свою очередь, стали приглашать друзей, и таким образом у «Лимуда» появились такие связи, о которых в первые годы существования проекта его организаторы не могли и мечтать. Хотя крайне неправильным было бы утверждать, что именитые лекторы потянулись на «Лимуд» исключительно благодаря чьим-то личным связям. Выступить на «Лимуде» стало настолько престижно, что те, за кем еще несколько лет назад организаторы бегали и умоляли поучаствовать бесплатно, сегодня сами себя предлагают. Я не оговорился — бесплатно! Ни один из участников «Лимуда» не получает гонорар за выступление, каким бы именитым он ни был, и это еще один незыблемый принцип проекта.
У «Лимуда» своя, особая аудитория. Туда съезжаются те, кто по тем или иным причинам не готовы участвовать в повседневной деятельности еврейских общин. Но «Лимуд» для них — это такое же обязательное мероприятие в их еврейском календаре, как пасхальный седер или День независимости Израиля.
|
Самая, пожалуй, интересная черта в «Лимуде» — это его волонтеры. Штат каждого из региональных «Лимудов» состоит... из одного человека. Вся организация проекта построена на усилиях добровольцев. И этим «Лимуд» уничтожил окончательно и бесповоротно еще один из стереотипов о русских евреях, согласно которому в бывшем СССР понятие волонтерства в принципе отсутствует, и любая деятельность может вестись исключительно оплачиваемыми работниками. Да, волонтерами не рождаются — волонтерами становятся. И «Лимуд» в буквальном смысле вырастил своих волонтеров. От одного из руководителей «Лимуда» в СНГ я услышал удивительно интересный термин: процесс присвоения. Это когда проект становится для его участников своим, и они полностью разделяют ответственность за его успех. По сути дела, «Лимуд» — первый проект на территории СНГ, созданный на волонтерской основе. И не только в еврейской общине, а вообще, в целом!
У «Лимуда» своя, особая аудитория. Туда съезжаются те, кто по тем или иным причинам не готовы участвовать в повседневной деятельности еврейских общин. Но «Лимуд» для них — это такое же обязательное мероприятие в их еврейском календаре, как пасхальный седер или День независимости Израиля. Лимуд — это не только и не столько образовательная конференция. Это важная тусовка. На «Лимуде» знакомятся, заводят полезные связи. И даже находят работу.
И еще один любопытный момент. В последние годы на Лимуд все чаще стали приезжать с детьми. Завсегдатаи «Лимуда» — это еще и молодые родители. Чтобы младшее поколение лимудников не скучало, пришлось даже вносить изменения в программу.
Своим успехом «Лимуд» в СНГ обязан целому ряду факторов. Имя одного из них — Хаим Чеслер. Чеслера можно не любить, но не уважать его невозможно. Бывший глава «Сохнута» в России, в 1995-м он лично искал евреев в воюющем Грозном. Чеслер из тех, кто залезает в форточку, когда его не пускают через дверь. Только такой одержимый, по хорошему сумасшедший и абсолютно бесцеремонный человек смог уговорить множество спонсоров жертвовать на казалось бы бесперспективный проект. Но даже Чеслер не мог предположить, во что выльется его очередная сумасшедшая идея.
Так как же получилось, что столь успешный и многообещающий проект до сих пор каждый раз борется за выживание и не может найти прочную финансовую базу? Почему у «Лимуда» СНГ до сих пор нет своего спонсора? И это в стране, где еврейские олигархи в состоянии оплатить все расходы «Лимуда» минимум на 50 лет вперед. Ответ прост: «Лимуд» ни за какие деньги не готов поступиться принципами плюрализма и независимости. В бывшем СССР те, у кого есть деньги, привыкли, что тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Организаторам «Лимуда» уже неоднократно предлагали финансовую поддержку — при условии определенной коррекции программы и списка приглашенных. Мол, этот раввин неправильный, возьмите правильного. Или вычеркните вот этого, я с ним не дружу. Не получилось. Наверное, это еще один стереотип, который удалось разрушить «Лимуду»: о том, что все продается и покупается.
Организаторам «Лимуда» уже неоднократно предлагали финансовую поддержку — при условии определенной коррекции программы и списка приглашенных... Не получилось. Наверное, это еще один стереотип, который удалось разрушить «Лимуду»: о том, что все продается и покупается.
|
Зато известный канадский филантроп Мэтью Бронфман помогает «Лимуду» СНГ практически с первых дней его существования. Канадец Бронфман воспитан на иных принципах и считает важным для себя помогать делу еврейского образования молодого поколения. В отличие от некоторых российских филантропов, которые готовы жертвовать миллионы на все что угодно, кроме самого интересного и перспективного проекта у себя на родине.
И, видимо, поступают они так не без причины. «Лимуд», кроме всего прочего, — это еще и лидерский проект. Институт волонтеров «Лимуда» невольно стал и школой лидеров. Активисты, за последние семь лет ставшие залогом успеха «Лимуда», в ближайшее десятилетие превратятся в лидеров еврейских общин СНГ. И это будут совсем другие лидеры. Они не придут выпрашивать подачки с протянутой рукой. Они знают, что можно и по-другому. И тогда безраздельной воле некоторых олигархов придет конец.
Не этого ли так бояться те господа олигархи, что отказывают в поддержке еврейскому проекту номер один?
Автор о себе:
Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.
Мнение редакции и автора могут не совпадать.
|