Прощай, оружие?
24.05.2013
24.05.2013
24.05.2013
В начале этой недели весь Израиль был потрясен жуткой историей, произошедшей в Беэр-Шеве. В маленькое отделение банка в тихом окраинном районе ворвался вооруженный человек и расстрелял в упор директора и еще нескольких человек, по несчастью оказавшихся рядом. После этого он еще и взял заложника, так что вся история вылилась в полтора часа полицейской осады, завершившиеся самоубийством преступника.
Совершил все это еврей, законопослушный гражданин, в прошлом боевой офицер, даже имевший награды за проявленный им героизм. Вроде бы, все объясняется тем, что он остался без работы, не нашел возможности вернуть ссуду (совсем небольшую) и вот таким образом выплеснул свою досаду на невинных людей.
История эта далеко не однозначна. Можно говорить о том, к чему приводят необдуманные долги, а можно — об отсутствии охраны в маленьких отделениях банков. Неизбежно всплывает и тема оружия: нормально ли, что среди нас ходит так много вооруженных людей? Тема эта живо обсуждается сейчас и в Америке, и в России, так и что и мы, израильтяне, можем внести свой скромный вклад в диспут.
Израиль — довольно необычная страна в плане взаимоотношения ее граждан с оружием. Вообще в мире, если оставить в стороне такие государства, как Сомали или Конго, где автомат Калашникова заменяет свидетельство о начальном образовании, граждане, как правило, оружия при себе не держат. Особняком стоит Америка, где со времен отцов-основателей право на владение оружия стоит в одном ряду со свободой слова, поэтому в домах многих американцев собраны целые арсеналы. Но и там, по крайней мере в большинстве штатов, право владеть оружием не подразумевает права свободно расхаживать с ним по улицам.
В Израиле же немало граждан, которые на законных основаниях постоянно носят оружие: солдаты в увольнении или в отпуске, резервисты и штатские. Более того, постоянное ношение оружия для многих, имеющих лицензию, является самым надежным вариантом его хранения: ведь для того, чтобы хранить оружие дома, нужны особые условия (сейф, прочная дверь, решетки на окнах). Таким образом человеку, впервые приехавшему в Израиль, потребуется определенный период адаптации, прежде чем тот привыкнет созерцать молодых ребят и девушек с автоматами в автобусах, кафе или магазинах. А ведь многие ходят по улицам не с автоматом, а с пистолетом (который заметит далеко не каждый). Это может быть человек, работающий охранником в универмаге, житель поселения в Иудее или Самарии или, скажем, техник по стиральным машинам, которому приходится ездить одному по не всегда безопасным дорогам — на «территориях», да и не только.Подавляющее большинство вооруженных израильтян отличается исключительной ответственностью и осторожностью. Подумайте, ведь по улицам ходят десятки, сотни тысяч людей, вооруженных огнестрельным оружием, но применяют его крайне редко.
Важно отметить, что подавляющее большинство вооруженных израильтян отличается исключительной ответственностью и осторожностью. Подумайте, ведь по улицам ходят десятки, сотни тысяч людей, вооруженных огнестрельным оружием, но применяют его крайне редко. Да, за последние месяцы было два страшных случая, когда охранник и полицейский убили в приступе ревности своих жен из табельного оружия, но вряд ли изъятие огнестрельного оружия спасло бы несчастных.
А теперь — немного израильской истории последних лет.
6-го марта 2008 года, теракт в иешиве «Мерказ а-Рав». При воспоминании об этом дне в груди каждого иерусалимца что-то сжимается. Вооруженный автоматом Калашникова арабский террорист сеет смерть в учебных аудиториях и в библиотеке знаменитой иешивы. Восемь мальчиков погибли, семеро ранены. Кошмар обрывает житель соседнего дома, находившийся в отпуске капитан Давид Шапира. Он врывается в оцепленное здание иешивы, находит террориста и убивает его в перестрелке.
2-го августа 2008 года, араб на тракторе врывается на одну из центральных улиц Иерусалима и начинает давить людей и машины. Трое прохожих были убиты, около семьдесяти получили ранения, прежде чем находившийся в увольнении солдат смог застрелить террориста.
22-го августа того же года история повторяется напротив иерусалимского сквера Паамон. На этот раз орудием убийства служит экскаватор. 53-летний поселенец Яки Асаэль, отец восьмерых детей, открывает по террористу огонь из пистолета, ранит его и этим останавливает трагедию. К этому моменту на дороге уже лежали 24 раненых.
Вооруженные граждане останавливали не только террористов. Скольких «простых» убийц и насильников, грабителей и бандитов нейтрализовали они! Нет сомнений, что число спасенных в подобных обстоятельствах жизней значительно превосходит количество убитых из легального оружия «по бытовухе». Расчет мрачный, не спорю, но логика, а не эмоции, должна руководить власть предержащими при принятии подобных решений.
Как заявил вчера генеральный инспектор полиции, «нашей проблемой является не легальное, а нелегальное оружие, которого, увы, слишком много».
Недавно пожилой житель одной из соседних арабских деревень, назовем его Хуссейн, рассказал мне поучительную историю о том, как группа еврейской поселенческой молодежи пришла искупаться в источнике, расположенном недалеко от его деревни. После купания ребята стали искать дорогу домой. Хуссейну показалось, что они заблудились, и он обратился к ним с вопросом, все ли, мол, в порядке. Вместо ответа молодые поселенцы первым делом направили на него ствол, чем, естественно, весьма обидели Хуссейна, учитывая его добрые намерения и разницу в возрасте, а также тот факт, что встреча случилась на его же поле... Конечно, мы помним, сколько было случаев нападения на евреев, гулявших близ арабских деревень в Иудее и Самарии, и ребята никак не могли знать о добрых намерениях Хуссейна. Конечно, мы знаем, что то были не подростки, а молодые солдаты, которые подчиняются строгой армейской дисциплине и ни за что не станут стрелять без повода. Но Хуссейн-то этого не знал, он лишь увидел направленное на него без повода оружие.Зло или добро исходят не от оружия, а от того, кто и зачем взял его в руки. Поэтому воспитание самообладания, дисциплины и уважения человеческого достоинства важнее, чем порядок выдачи лицензий на пистолет, который может оказаться не лишним в трудную минуту.
Рассказ Хуссейна и большинство подобных историй говорят об одном: зло или добро исходят не от оружия, а от того, кто и зачем взял его в руки. Поэтому воспитание самообладания, дисциплины и уважения человеческого достоинства важнее, чем порядок выдачи лицензий на пистолет, который может оказаться не лишним в трудную минуту.
Автор о себе: Мне 45 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже почти 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится). Мнение редакции и автора могут не совпадать. |