Вас с радостью отвезут в Освенцим
31.05.2013
31.05.2013
31.05.2013
Давно хотелось побывать в Кракове. Ну, а с тех пор, как перебрался в Европу, визит туда был лишь вопросом времени. Причин побывать в Кракове множество: город считается культурной столицей Польши, его исторический центр включен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Хотя меня, конечно, куда больше интересовало еврейское наследие города. Я годами мечтал побродить по узким улочкам еврейского квартала Казимежа, увидеть знаменитые синагоги Высока, Исаака, Рему. Конечно, очень хотелось побывать и на знаменитом Краковском фестивале еврейской культуры, который ежегодно проводится в июне.
К сожалению, попасть на фестиваль не удалось, но до Кракова я все же добрался. И до сих пор нахожусь под впечатлением. Еврейская история Кракова стала неотъемлемой частью его настоящего. Но это настоящее наводит на многочисленные размышления и заставляет задавать вопросы, на которые нет однозначного ответа.
Краков является туристическим центром международного уровня, причем вся местная туриндустрия активно эксплуатирует еврейскую тему. Из любого конца города современные извозчики за пару сотен злотых прокатят вас по улочкам бывшего еврейского квартала, где когда-то бурлила еврейская жизнь и звучала еврейская речь. В центре Казимежа, на площади перед еврейским музеем в глазах рябит от обилия еврейских кафе и ресторанов. «Хамса», «Мисада» — чего там только нет! Наперебой предлагают отведать все прелести ашкеназийской кухни.В центре Казимежа, на площади перед еврейским музеем в глазах рябит от обилия еврейских кафе и ресторанов. «Хамса», «Мисада» — чего там только нет! Наперебой предлагают отведать все прелести ашкеназийской кухни.
Лишь усядутся пассажиры, извозчик тут же запускает аудиоэкскурсию. Желаете на английском? Пожалуйста. Хотите на русском? Нет проблем. «А на иврите есть?» «Нет, что вы, этот язык у нас не популярен». Не популярен, как оказалось, и язык бывших обитателей Казимежа. Тот, на котором они говорили друг другу прощальные слова, отправляясь в Освенцим.
Зато извозчики великолепно освоили маршрут по еврейскому Кракову. После Казимежа вам обязательно предложат прокатиться на место бывшего еврейского гетто. Конечно, никакого гетто давно уже нет, сохранилась лишь одна из его стен, напоминающая еврейское надгробие. Отвезут на площадь героев гетто. Расскажут о хозяине аптеки, который из окон своего заведения наблюдал за уничтожением гетто. Обратят ваше внимание на стоящий посреди площади монумент в виде стула. Даже самые циничные из туристов в этот момент замолкают, к горлу подкатывает ком.
От бывшего гетто у вас нет другой дороги, кроме как на фабрику Шиндлера. Хотя фабрики этой нет и в помине. Теперь на этом месте стоит Музей оккупации Кракова. Красивый современный музей, бесчисленное количество залов и экспонатов которого расскажут вам о любой стороне жизни оккупированного Кракова. В частности, и о жизни местной еврейской общины до войны, о создании гетто, о жизни в нем и о Холокосте.Об одном молчит Музей оккупации Кракова: о роли поляков в уничтожении евреев. Об этом ни слова. Как будто и не было этой роли. Во всем виноваты проклятые нацисты. Во всем виновата оккупация.
Экскурсоводы рассказывают местному населению и заморским туристам об оккупации Кракова. Все продумано до мелочей. Вот только об одном молчит Музей оккупации Кракова: о роли поляков в уничтожении евреев. Об этом ни слова. Как будто и не было этой роли. Во всем виноваты проклятые нацисты. Во всем виновата оккупация.
Но самое жуткое в Кракове то, что на каждом углу в центре города вас поджидают микроавтобусы с надписью: «Поездки в Освенцим». Если уж оказался в Кракове, как же не съездить в лагерь смерти? И даже если вы ранее не планировали посещать эту достопримечательность, то наверняка соблазнитесь одним из многочисленных предложений. Как и 70 лет назад, многие местные жители с радостью готовы отвезти вас на место лагеря смерти, только сейчас это делается за деньги.
Туристический бизнес на еврейской трагедии — вот во что превратился современный Краков. У меня нет под рукой статистики относительно этнического состава посещающих этот город, но за три дня пребывания там я встретил несколько израильских семей, состоящих из представителей трех поколений. Уроженцы города приезжают сюда со своими детьми и внуками, чтобы показать им место, где когда-то появились на свет и откуда были несказанно счастливы убежать, пока еще не было поздно. Но даже и те из туристов, у кого напрочь отсутствуют еврейские корни, невольно втягиваются в еврейскую тему. Исчезнувший еврейский Краков — чем не туристическая изюминка?
Когда сталкиваешься с этим лицом к лицу, возникает ощущение шока. Но если уйти в сторону от эмоций, все представляется не столь однозначным. Да, на Холокосте делают деньги, и выглядит это ужасно. Но именно эти средства, очевидно, и позволяют поддерживать в хорошем состоянии многочисленные синагоги, кладбища, еврейские музеи и другие исторические объекты. Польское правительство стремится поощрить туризм и поэтому делает все, чтобы еврейская жизнь еще как-то теплилась в некогда цветущем еврейском городе.Даже если вы ранее не планировали посещать Освенцим, то наверняка соблазнитесь одним из многочисленных предложений. Как и 70 лет назад, многие местные жители с радостью готовы отвезти вас на место лагеря смерти, только сейчас это делается за деньги.
Я видел многочисленные польские туристические группы, состоящие как из людей среднего возраста, так и из совсем молодых, школьников. Все слушали. Слушали об истории евреев Польши, об их уничтожении. О том кошмаре, который происходил в их стране еще несколько десятков лет назад. Примеру Кракова собираются последовать многие города Европы, стремящиеся привлечь туристов своим еврейским прошлым. Так, может быть, пусть зарабатывают на нашей памяти? Их заработок может и так сторицей окупиться. Главное, чтобы помнили.
Автор о себе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог. Мнение редакции и автора могут не совпадать. |