Мой сын — идиот. Нет, не в медицинском и не в академическом смыслах, там-то он умница, а в самом что ни на есть бытовом.
Дело в том, что он никогда не плачет и не жалуется на детской площадке. Ха! Уверена, что даже вы не поняли, в чем же проблема. А проблема в том, что другие — и плачут, и жалуются. А мой — нет. И вот смотрите, какая история получается: два семилетки дерутся пластиковыми мечами, мой явно проигрывает, его уже дважды стукнули по голове этим мечом, но он от этого только сжимает зубы и собирает волю в кулак. Наконец ему удается пробить оборону, и теперь уже он ловко стучит мечом по голове противника. И вдруг этот второй мальчик роняет меч, плюхается попой на землю и начинает громко и горько-горько реветь, потирая ушибленное место. Дальше — ну, вы понимаете. Шум-гам, мамы несутся с аптечками и утешениями, ревущего успокаивают и кормят мороженым, «агрессора» и драчуна ругают и наказывают. Мой мальчик утверждается в роли главного хулигана двора. Пффф!
Мы не запрещаем представителям никакой другой нации тоже оплакивать своих покойников так горько, как им кажется необходимым. Но почему-то людей задевает и царапает именно наше горе. Возможно, потому, что мы перестали быть Хорошим Мальчиком.
|
Я слышала, как часто в ответ на этот рассказ люди возмущаются: «Но он же у вас — смелый, честный и не нюня, а вы его учите хитрить и притворяться! Что же из него вырастет в итоге?!» Знаете, я, конечно, тоже за романтические идеалы, но в них не вписывается то, что мой мальчик одновременно оказывается и побитым, и отруганным за агрессию. Это как-то чересчур, пусть и не вписывается в концепцию некоторых о том, как должны себя вести Хорошие Правильные Мальчики. Зато хорошо вписывается в концепцию адекватного ответа.
Мне кажется, что примерно с теми же подтекстами люди возмущаются евреями и Израилем. Ну, знаете, вот это: «Ой, ну стоит один раз пошутить про еврея, как тут же налетает целая толпа, кричит про антисемитизм и дружно пинает шутника ногами. Бедные Джон Гальяно и Мел Гибсон, мировое еврейское закулисье заставило их извиниться за невиннейшие замечания!» В конце концов они, эти евреи, даже приватизировали всеобщее горе мировой войны и теперь называют это своей личной Катастрофой, будто никто больше тогда не погиб!
И знаете, да. Мы кричим, когда на наших нападают. Мы вспоминаем нашу катастрофу и наших погибших. Мы не виноваты, что их тогда погибло так много, осталось так мало — и все равно плач по нашим — кажется, стоит громче, чем по жертвам среди других народов. Мы не запрещаем представителям никакой другой нации тоже оплакивать своих покойников так горько, как им кажется необходимым. Но почему-то людей задевает и царапает именно наше горе. Возможно, потому, что мы перестали быть Хорошим Мальчиком. А мы же старались, Б-г видит, как много сотен лет евреи очень старались быть хорошими, незаметными, удобными. Ассимилировавшимися. Не привлекающими внимания. В любой стране мира люди могут фыркать по поводу внезапно появившихся «инородных» соседей — чернокожих, арабских, кавказских или даже русских — в зависимости от страны. Никто никогда не возразит против соседей-евреев. Потому что мы удобные. Тихие. Мы украшаем подъезды и не писаем в лифтах. Мы не доставляем проблем. И вообще: «Ну, евреи — это же совсем другое дело! У нас с вами одна ментальность, не то что с этими (тут можно подставить любую другую национальность)».
Кто не возмутится, когда нежный мальчик со скрипочкой, который всю жизнь утирался тычкам и оскорблениям, а во ответ на самые гадкие из шуток лишь смущенно улыбался, внезапно отложит скрипочку и без предупреждения жестоко наваляет главному хулигану двора?!
|
Думаю, что когнитивный диссонанс возникает именно отсюда. От этой неожиданности. Кто не возмутится, когда нежный мальчик со скрипочкой, который всю жизнь избегал конфликтов, утирался тычкам и оскорблениям, а в ответ на самые гадкие из шуток лишь смущенно улыбался, внезапно отложит скрипочку и без предупреждения жестоко наваляет главному хулигану двора?! Нет, от хулигана мы это могли бы ожидать, в конце концов, какой спрос с хулигана? Но от этого милашки?! Он что, обманывал нас все эти годы?
Понимаете, инстинктивная реакция на боль — крик и плач — это важная часть сигнальной системы для других людей: не трогай, тут — опасно. Опасно тем, что ты можешь сломать слишком нежное и хрупкое. Или опасно тем, что сейчас на тебя разозлятся и ответят. Крик боли — это предупреждение: «прекрати немедленно!» И вот мы кричим. Предупреждаем. Мы слишком долго терпели и молчали, так долго, что у людей создалось впечатление, что нам — не больно. Меня поразил один факт о предвоенной Германии: когда ситуация стала накаляться, евреи пытались сотрудничать, или уезжали, или таились, но они — не сопротивлялись. Еще до войны, когда правительство пыталось создать видимость гуманности и законности, евреи — не сопротивлялись! Не кричали. Не привлекали внимания общественности. Евреи занимали множество государственных постов, немало их было в руководстве радиостанций и газет, но они — молчали и пытались приспособиться к быстро сужавшемуся вокруг них кольцу. Никто не пытался его разорвать.
Из фактов, которые на самом деле очень сложно осознать: шестого марта 1943 года в Берлине несколько сотен немок вышли на митинг против депортации их еврейских мужей в лагеря смерти. И да, этих мужчин отпустили по домам. История известна под названием «бунт на Розенштрассе». Понимаете?! Сорок третий год! Германское правительство уже давно перестало делать хоть сколько-нибудь приличную мину. А против него выступила просто горстка отчаянных женщин, у которых не было ни малейшей реальной власти. Просто они очень громко кричали от боли. Они, в отличие от своих еврейских супругов, не умели и не хотели быть хорошими и комфортными. И их услышали. Даже фашисты.
Если на вас напали, то не время быть хорошим. Время быть эффективным. Пусть даже это кому-то очень-очень не нравится. Мы переживем шутки про «ненависть и разжигание».
|
На курсах самообороны для женщин учат в основном не «приемчикам». Там учат не бояться бить в ответ на нападение. Среднестатистический человек, особенно женщина, просто физически не может причинить вред другому. Даже насильнику, даже потенциальному убийце. Большинство женщин, встретившись с преступником, просто впадают в ступор и цепенеют. Вот пример: однажды после школы мы гуляли с подружкой, чемпионкой России среди юниоров по какой-то там борьбе. И вот рядом с нами остановилась машина, оттуда выскочили два незнакомых парня схватили подругу и начали заталкивать ее в машину. И она — молчала и не сопротивлялась! Даже не пыталась применить ничего из того, чему ее последние десять лет обучали в ее известной школе единоборств. Просто от ужаса обмякла в их руках и позволила делать с собой все, что те хотели. Вопить начала я — и это спасло ее.
Поэтому на правильных курсах самообороны не учат ловко бросать обидчика через бедро — это не пригодится, если вы не готовы действительно бороться за свою жизнь. Там учат со всей дури тыкать пальцами в глаза, откусывать нос или язык, громко кричать и швыряться камнями прямо в голову. Там учат применять самые грязные, самые недостойные, самые отвратительные приемы уличной драки. Потому что если на вас напали, то не время быть хорошим. Время быть эффективным. Пусть даже это кому-то очень-очень не нравится. Мы переживем шутки про «ненависть и разжигание».
Постепенно мир привыкнет к тому, что мы не только умеем защищаться, но и к тому, что на самом деле готовы это делать. И, возможно, громкий крик когда-нибудь остановит начинающего агрессора, не доведет до греха, покажет, что с этим психом со скрипочкой лучше не связываться — себе дороже выйдет.
Автор о себе: Мне тридцать лет, у меня есть сын и, надеюсь, когда-нибудь будет дочка с кудряшками. Я родилась и выросла в Москве, закончила журфак МГУ и с одиннадцати лет только и делала, что писала. Первых моих гонораров в районной газете хватало ровно на полтора «Сникерса», и поэтому я планировала ездить в горячие точки и спасать мир. Когда я училась на втором курсе, в России начали открываться первые глянцевые журналы, в один из них я случайно написала статью, получила баснословные 200 долларов (в августе 1998-го!) и сразу пропала. Последние четыре года я работала редактором Cosmo. Мнение редакции и автора могут не совпадать |