Еврейское большинство
09.07.2013
09.07.2013
09.07.2013
В лексиконе современных израильтян имеется слово, услышать которое можно из уст представителей всех социальных групп и по отношению к чему угодно. Вот только употребляющие его могут при этом подразумевать вещи диаметрально противоположные. Житель Северного Тель-Авива, по ошибке заехав вместо кинофестиваля в иерусалимской Синематеке на улицы Меа-Шеарим, презрительно скривит губы: заповедник галута. «Ой-вей, тате, голус», — взмолится житель Меа-Шарим, увидев «парад гордости», шагающий по святому городу Иерусалиму. Без дополнительных объяснений понятно, что они говорят о разном. Но, похоже, приближается момент, когда две эти концепции галута найдут точку соприкосновения.
Про первую из упомянутых концепций галута (дословно — изгнания) и избавления из него знают все. Евреи — народ, почти два тысячелетия живший на чужой земле, — обрел возможность вернуться на свою родину, приобрести политическую самостоятельность. Если проблемы евреев вытекали из их положения гостей в чужих странах, и ни формальное равенство в правах, ни отмена ограничительных законов этих проблем не решили, то понятно, почему лишь политическая независимость должна, по мнению сионистов, принести избавление, а слово «диаспора» в их устах стало синонимом галута. Все, связанное с диаспорой, воспринималось на заре создания еврейского государства или негативно, или очень утилитарно. Живешь в диаспоре — давай деньги на Израиль, голосуй за международную поддержку. Веришь в Тору — найди в ней подтверждение нашей связи с этой землей; Танах важен лишь в качестве истории Земли Израиля и независимого государства; Ханука — праздник военной победы; рабби Акива — духовный вдохновитель национально-освободительного восстания; Вавилонский Талмуд важен постольку, поскольку говорит о Земле Израиля, а в остальном он — продукт обреченного на забвение галута.
С другой точки зрения, галут после создания Государства Израиль не только не отступил, а даже перешел в наступление. Ведь с точки зрения религиозного еврея изгнание — это прежде всего изгнание Шхины, Б-жественного присутствия в мире. Присутствие это выражается в том, что каждое из творений функционирует, как ему предписано Творцом. Для еврейского народа жизнь в Земле Израиля, при условии выполнения заповеданного Торой и постижения глубины Б-жественной мудрости, является нормой. Еврей живет в Израиле, постоянно ощущая, что находится на земле, с которой «Всевышний не спускает глаз с начала года и до его конца». Предназначение Иерусалимского Храма — стать центром раскрытия в мире планов его Творца. Все человечество благодаря этому станет жить в мире и гармонии, реализуя духовный потенциал каждого из людей. Разумеется, это картина идеала, который человечеством еще никогда не был достигнут. Но построение и функционирование Иерусалимского Храма было важным этапом на пути достижения этого идеала, который в очередной раз оказался недостижим из-за человеческого несовершенства. Храм был разрушен, а евреи — изгнаны из своей Земли. Вавилонское изгнание было недолгим, но не все евреи вернулись из него, вследствие чего Второй Храм, при всем своем великолепии, не достигал духовного совершенства Первого Храма. Таким образом две концепции галута различаются не только трактовкой изгнания, но даже его датированием. Не случайно в еврейском календаре важное место занимает 10 тевета — начало осады Иерусалима во времена Первого Храма и точка отсчета бед галута. Понятно, что с этой, второй (традиционной еврейской) точки зрения, возвращение в Палестину евреев, в своем большинстве отказавшихся от соблюдения Торы и заповедей, и создание государства, руководимого социалистической антирелигиозной партией, воспринималось не как выход из изгнания, а как многократное усиление духовного галута и отдаление будущего избавления.Все, связанное с диаспорой, воспринималось на заре создания еврейского государства или негативно, или очень утилитарно. Живешь в диаспоре — давай деньги на Израиль, голосуй за международную поддержку. Веришь в Тору — найди в ней подтверждение нашей связи с этой землей.
Таковы вкратце две радикально противоположные точки зрения на галут. В действительности между этими крайностями существует почти непрерывный спектр мнений.
Кто-то видит исполнение пророчеств в возвращении еврейского народа на свою землю перед грядущим избавлением. Кто-то — признаки преобразования общества в расцвете изучения Торы на Земле Израиля. Для других в политической независимости еврейского государства проглядывает будущее царство Мессии. Сторонник решения проблем евреев путем создания собственного государства может признать в идеологии Торы педагогический потенциал для воспитания граждан, а то и серьезный аргумент для отстаивания своих прав во внешней политике.
Не последнюю роль в смягчении крайних точек зрения сыграла реальность. Евреи — народ жестоковыйный и готовый отстаивать свою точку зрения до последнего аргумента, но привыкший считаться с фактами. А факты налицо: Израиль прошел путь от страны, которая была на грани присоединения к коммунистическому блоку, где детей религиозных репатриантов заставляли работать в субботу, через правление премьер-министра Бегина, который не стеснялся говорить «с Б-жьей помощью», к государству, в парламенте которого каждая уважающая себя еврейская партия должна иметь раввина в числе депутатов. Картина далека от идеальной танахической, но политический Израиль перестал быть противником Израилю духовному, и современный баланс их отношений находится где-то между сотрудничеством и партнерством.Галут после создания Государства Израиль не только не отступил, а даже перешел в наступление. Ведь с точки зрения религиозного еврея изгнание — это прежде всего изгнание Шхины, Б-жественного присутствия в мире.
На данный момент в Израиле проживает более 6 миллионов евреев, и с каждым днем их становится больше. Оценка общего количества евреев в мире колеблется от 13,5 до 15,5 миллионов, но за пределами Израиля убыль из-за ассимиляции и низкой рождаемости значительно превышает естественный прирост. По оценкам демографов, через два-три года официальная статистика заявит нам, что в Израиле проживает более половины евреев всего мира. Разумеется, нас ждут ожесточенные споры о точности подсчетов, о том, кто еврей, а кто нет, но статистика вещь упрямая. Когда большинство евреев будет проживать на Святой Земле или иметь израильское гражданство (разница между этими группами — это еще один поворот темы в будущем обсуждении), это внесет немалые изменения в символику изгнания и избавления.
Оба проекта выхода из галута имеют уязвимые места. Национальное государство, на территории которого живет меньшая часть нации, вызывает серьезные вопросы. Так ли оно соответствует поставленным перед ним задачам, да и нужно ли оно, если большинству народа оно не пригодилось? Государству меньшинства нужно постоянно оправдывать свое существование, доказывать, что именно оно представляет весь народ, а мнение тех, кто им пренебрег, не имеет веса. В этом заключается одна из причин напряженности между Израилем и еврейскими общинами за его пределами, которая была особенно заметна в первые годы существования государства. В отношении израильтян к евреям диаспоры сквозит некий комплекс неполноценности, стремление доказать другим и себе правоту собственного выбора. По мере же приближения доли израильтян в общем количестве еврейского населения мира к 50 процентам отношения между Израилем и диаспорой становятся все спокойнее и уравновешеннее, все отчетливее проговаривается израильскими политиками формула «еврейское государство», заменившая не выдержавшие проверку временем клише «лекарство против антисемитизма» или «безопасное убежище для евреев».
Преодоление отметки в 50 процентов будет иметь не менее заметное влияние и на «религиозный проект избавления». Земля Израиля свята, как обещанная Всевышним праотцам еврейского народа, Аврааму, Ицхаку и Яакову. Эта святость является общепризнанной во всех монотеистических религиях. Но есть другая, специфически еврейская, святость этой земли, которая выражается в связанных с ней особых заповедях, в законах обращения с ее плодами, ее сельскохозяйственной обработкой и т.п. Так вот, эта святость напрямую зависит от присутствия всего еврейского народа на этой земле. А поскольку именно большинство может представлять весь народ, то формальный переход через 50-процентную отметку изменит и статус народа, и статус земли. Картина далека от идеальной танахической, но политический Израиль перестал быть противником Израилю духовному, и современный баланс их отношений находится где-то между сотрудничеством и партнерством.
Здесь необходимо учитывать множество деталей, поскольку для исполнения значительного числа законов требуется не только определенное количество евреев, но и представительство всех колен — что на сегодняшний взгляд кажется нереальным. Но еврейские умы не сдаются. На днях в Иерусалиме группа талмудистов назвала себя «Институтом Юбилея». Знакомое всем слово означает на иврите вовсе не круглую дату, а пятидесятый год, определенный Торой для восстановления социальной справедливости в обществе. Этот закон как раз относится к числу тех, для выполнения которых еврейский народ должен находиться на своей земле.
Для обоих проектов избавления отметка 50 означает, образно говоря, переход к действующей версии. Больше не будет необходимости подниматься на цыпочки и раздувать щеки, можно будет, не опасаясь охладить энтузиазм, сказать: то, что вы видели раньше, было бета-версией Земли/Израиля/еврейского государства. Вот теперь все начнется по-настоящему.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнение редакции и автора могут не совпадать |